Последние изменения в законе об ОСАГО: почему теперь у автоюриста резко прибавилось клиентов?

Если водитель эксплуатирует дороги общего пользования, значит у него должен быть полис ОСАГО. Для его получения следует заключить договор с страховщиком. С помощью компенсационных средств застрахованный водитель сможет покрыть ущерб в случае ДТП.

Правоотношения, возникающие между застрахованным лицом и его страховщиком, регламентируются положениями закона ФЗ-40 от 25.04.2002 г. Однако представители страховых компаний убеждены, что обозначенный законодательный акт нуждается в серьезных доработках.

Законодатели согласны с ними и периодически редактируют этот закон, внося в него малозначительные и существенные изменения. Уже неоднократно был изменен закон в 2016 г.

1. С 01.07.2016 г. ввели новый тип документов. Это унифицированные бланки.

2. С 01.09.2016 г. обязанности автовладельцев усложнились: теперь они должны предъявлять поврежденный в ДТП автомобиль оценщику страховщика, чтобы это лицо осмотрело дефекты и определило стоимость их устранения. Далее, если последует обращение водителя к независимым экспертам, их выводы, расходящиеся с выводами страховщиков, учитываться не будут.

3. С 01.01.2016 г. положения о страховании автогражданской ответственности пополнились еще одним новшеством. Теперь страховщики должны продавать полисы е-ОСАГО (электронные полисы).

Предложения, касающиеся продажи е-ОСАГО, впервые появились в 2015 году. Страховщики, опасаясь конкурентов, стремились обслуживать клиентуру как можно быстрее, с максимальным комфортом. Активизировались их собственные сайты в интернете.

Поначалу новой услугой воспользовались десятки тысяч владельцев ТС, далее результатами этого успешного опыта воспользовались законодатели. Теперь все страховые компании обязаны предлагать клиентам полисы в режиме онлайн.
 

Могут ли в этой сфере услуг возникать конфликты?

К практикующему автоюристу уже сейчас обращаются клиенты, которые недовольны уровнем предоставляемых по новым правилам услуг.

1. Сайты страховщиков:

- не работают;
- плохо функционируют, создавая путаницу.

2. Вопрос с получением оригинального "зеленого" полиса до конца не урегулирован. У автовладельца нет подтверждения того, что он действительно застрахован. Ведь полис оформлялся через интернет.

Сайты страховщиков должны функционировать корректно. Обязанность по обеспечению их работоспособности полностью ложится на лица, предоставляющие услуги. Если же интернет-портал все-таки организовать не удается, разрешается реализация страховых полисов через электронную почту.

Чтобы иметь на руках страховой документ, страхователю следует обратиться к юристу. Этот специалист в области права потребует от компании-страховщика предоставления клиенту оригинального бумажного бланка, причем бесплатно и в срочном порядке. В дальнейшем проблем не возникнет.

Конечно, можно обратиться к страховщику самостоятельно, но процесс получения документа может затянуться. Иногда целесообразно требовать пересылку документов по почте. Однако тогда:

- дополнительные расходы возьмет на себя страхователь (автовладелец);
- документы могут затеряться в дороге;
- страховщик не станет торопиться с пересылкой полиса, ведь клиент уже заплатил деньги.

К тому же включить стоимость пересылки в стоимость страховки водителю не удастся, так как это разные услуги.

Должен ли водитель предоставлять о себе требуемую страховщиком информацию при покупке полиса е-ОСАГО?

С 01.01.2017 г. в закон № 40-ФЗ, регламентирующий рынок автострахования, внесены изменения, касающиеся повышения ответственности автовладельцев за предоставление недостоверных сведений.

Теперь, если страховщик узнает, что он выдал полис лицу, которое вводило его в заблуждение, он вправе подать судебный иск и предъявить регрессное требование. Тогда уплаченная страхователю в случае аварии сумма будет возвращена страховщику. Такой пункт специально введен в статью 14 этого закона.

К опытному юристу уже обращаются автовладельцы, которые случайно (иногда намеренно) представили страховщику сведения, что не соответствуют действительности. К примеру, страхователи порою указывают:

- не свой регион (там действуют более выгодные коэффициенты);
- меньший объем двигателя и пр.

Теперь у страховщиков появляется повод еще тщательнее проверять исходные данные. Понятно, что неточности обнаружатся сразу же с момента регистрации ДТП, когда страховщику потребуется начислять страховые выплаты и отдавать деньги клиенту. До этого момента компания не станет предъявлять претензий, связанных с предоставлением ей недостоверных сведений.

Хотя в новом законе указывается на возможность взыскания с клиента полной стоимости полиса е-ОСАГО после исправлений. То есть страхователю придется в обязательном порядке оплатить работу, связанную с переоформлением документа.

Высококвалифицированный автоюрист, отстаивающий в судах интересы застрахованных клиентов, теперь довольно часто сталкивается с злоупотреблениями со стороны юридических лиц, предоставляющих страховые полисы.

Теперь перед недобросовестными сотрудниками страховых компаний открываются широкие возможности для махинаций вполне законным способом. Клиент получает полис, в котором присутствует какая-нибудь ошибка. Причем это может быть и электронный документ, и бумажный. Далее, в случае аварии, ошибка "обнаружится", и страхователь будет вынужден оплачивать ущерб самостоятельно.

Теперь целесообразно предоставлять для проверки такой документ компетентному юристу, чтобы этот специалист в области автострахования скрупулезно проверил все данные, даже незначительные на первый взгляд.

Обладает ли страховщик правом разглашать полученную информацию?

Теперь появилась дополнительная проблема: информацией о страхователе могут воспользоваться третьи лица. Уже введена в действие единая система межведомственного электронного взаимодействия. Там дублируется вся информация, которую предоставляют клиенты стоим страховщикам. Данные берутся из копий документов, предоставляемых страхователем при приобретении полиса.

Так что данные о страхователе могут получить и другие организации, а не только страховщик. Значит эта информация становится доступной многим лицам, с которыми застрахованный автовладелец не желал бы иметь дело.

 

Предъявление повреждений

После ДТП водителю неотлагательно следует связаться со своей страховой компанией. Ее представитель тщательно обследует поврежденный автомобиль.

Теперь страховщик имеет право не согласиться с выводами независимых экспертов. Поэтому, если отмечается страховой случай, обязательно следует привлечь опытного автоюриста. Иначе сотрудник страховой компании постарается оценить ущерб по минимуму. Но его выводы также можно оспорить.

Последнее существенное нововведение, касающееся механизма возмещения ущерба

С 28.04.2017 г. вступило в силу новое правило, помогающее страховщикам избежать лишних выплат. Но оно касается лишь новых договоров, что заключили между собой граждане России и страховые компании.

Теперь страховщик вправе расплатиться за ремонт автомобиля не деньгами, а услугами. До этого момента он был обязан оплатить деньгами стоимость будущего ремонта – осуществить страховую выплату. Теперь же он должен организовать ремонт поврежденной машины и самостоятельно оплатить работу мастеров.

Хотя в некоторых ситуациях клиент вправе по-прежнему добиваться возмещения ущерба в денежной форме.

1. Сумма ущерба превысила 400 тыс. руб.

2. В результате ДТП застрахованное ТС полностью уничтожено.

3. Страховавшийся человек в результате аварии:

- погиб;
- оказался тяжко травмированным;
- становится инвалидом.

4. Страховщик и страхователь сумели договориться по поводу денежного возмещения.
 

Обязанность страховщика

И все же основным способом возмещения по новому закону страховые компании выбирают компенсационный ремонт. Застрахованному лицу только позволяют выбрать СТО из списка, предложенного страховщиком. Эту организацию гражданин обязан указать еще при заключении договора страхования.

Также автовладелец вправе заказать авторемонтные работы на иной СТО, однако страховщик должен дать свое согласие.

1. Страховщик выдает пострадавшему клиенту направление на ремонт в течение 20 дней (праздники не в счет). Период проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дн.

2. Автосервис, предложенный страховщиком, должен находиться в пределах 50 км:

- от места аварии;
- от места жительства страхователя.

3. СТО может располагаться и на более удаленном расстоянии, однако тогда страховщик самостоятельно обязан доставлять к месту назначенного ремонта автомобиль клиента или оплачивать услуги эвакуатора.

4. Все запчасти, вышедшие со строя, должны быть заменены исключительно на новые. Хотя при выплате денег по ОСАГО учитывается их износ.

5. Предоставляется общая 6-месячная гарантия, а на лакокрасочные и кузовные работы – 12-месячная.

6. Ответственным за качество ремонта лицом теперь становится страховая компания. Именно этому организатору ремонта следует предъявлять претензии. А обнаружит и подтвердит выявленные дефекты независимый эксперт, привлеченный юристом автовладельца.

Если плохое качество выполненной работы удастся подтвердить в суде или во время проведения мирных переговоров, тогда страховщик самостоятельно станет добиваться исправления недочетов. Далее он предъявит регрессные требования автосервису.

Регулятором этого рынка остается Центральный банк РФ. Если в этот орган будут потоком поступать жалобы на некачественную работу страховщика, ему могут запретить заниматься организацией ремонта застрахованных автомобилей. Он будет обязан возмещать убытки только деньгами.

Однако доказать, что страховая компания не исполняет взятые обязательства, автовладелец сможет только при тесном сотрудничестве с автоюристом. Грамотный специалист в области права тщательно проконсультирует клиента, учтет все особенности его дела, направит претензионное письмо, а в случае потребности организует всестороннее юридическое сопровождение в суде.

 

07 августа 2017  261

Комментарии

Нет комментариев

Ваш комментарий

Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.