Удовлетворен административный иск о признании решения Администрации о снятии с учета незаконным

Решением Чкаловского районного суда города Екатеринбурга от 24.05.2016 удовлетворен наш административный иск к администрации города о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в получении жилья вне очереди по договору социального найма.

Суть дела : дом административного истца сгорел в 1993 году. Постановлением главы Администрации города истец с сыном включена в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди.

Истцу было предоставлено временное жилье, в котором она проживает более 20 лет.

Однако, в 2016 году администрация приняла решение о снятии истца с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения вне очереди, потребовала освободить временное жилое помещение.

Одним из оснований снятия был довод, что т.к. пожар не является стихийным бедствием, а согласно п. 1 ст. 37 ЖК РСФСР действовавшего на момент 17.08.1995 вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам, жилище которых стало непригодным для проживания вследствие стихийного бедствия, то постановка на учет в качестве лиц, нуждающихся в получении жилого помещения вне очереди являлась незаконной.

Несогласившись с действиями администрации нами был подан административный иск. В суде мы ссылались на Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П “По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации ”, в котором указано

«как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень  (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению,  Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище , при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации ) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации ). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации , которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.»

Таким образом, было вынесено интересное с точки зрения судебной практики и редкое решение, которым суд установил, что пожар относится к стихийным бедствиям, в отношении которых государство приняло на себя обязательства защитить жилищные права граждан, сначала в п. 1 ст. 37 ЖК РСФСР действовавшего на момент 17.08.1995, а потом в получившей свое отражение норме пп. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ .

Юридическая компания "Прове"
юридическая компания

14 июня 2016  444

Комментарии

Нет комментариев

Ваш комментарий

Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.