Как правильно вести себя с сотрудниками коллекторских служб
Сотрудники коллекторских агентств очень настойчивы. Если должник попадает в поле зрения коллекторов, то подвергается серьезному психологическому давлению с их стороны. Не обходят коллекторы своим вниманием и родственников и работодателей клиента, а иногда наведываются даже к классным руководителям и воспитателям детей должников.
На сегодняшний день действия коллекторских агентств можно подвести под статью 163 Уголовного кодекса Российской Федерации – вымогательство, которая подразумевает под собой требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, либо иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких.
В последнее время все чаще коллекторы прибегают к такой мере выбивания долгов как распространение сведений, позорящих должника или его близких, и уничтожают или наносят вред имуществу должника или его близких, соседей.
Угроза уничтожения или повреждения имущества, принадлежащего потерпевшим или его близким, может быть по своему характеру как обращенной в будущее, так и содержать опасность немедленного осуществления. Естественно, что если угроза такого рода будет виновным реализована, содеянное требует дополнительной квалификации по соответствующей части статьи 167 Уголовного кодекса Российской Федерации – умышленные уничтожение или повреждение имущества.
Угроза разглашения позорящих потерпевшего или его близких сведений (шантаж) – это запугивание сообщением третьим лицам любой информации – ложной или правдивой, действительной, – но непременно позорящего характера. Являются ли сведения таковыми и в какой степени их разглашение может нарушить интересы самого потерпевшего или его близких, всецело зависит от оценки и субъективного отношения к этим фактам лица, к которому вымогателем предъявлено соответствующее требование, так как именно оно выбирает альтернативу и в ее рамках конкретный вариант своего поведения в связи с высказанной угрозой. Поэтому суд не должен заниматься решением вопроса о том, в какой мере сведения, разглашением которых угрожал вымогатель, были ложными или действительными, объективно способными опозорить потерпевшего или его близких. Вместе с тем, как разъяснил Пленум Верховного Суда РСФСР в п. 3 Постановления от 4 мая 1990 г. «О судебной практике по делам о вымогательстве» (с изменениями от 18 августа 1992 г., 21 декабря 1993 г. и 25 октября 1996 г. в случаях, если о потерпевшем или его близких фактически оглашены сведения заведомо клеветнического либо оскорбительного характера, содеянное при наличии к тому оснований (дела частного обвинения) квалифицируется по совокупности как клевета или оскорбление. Но в этом случае вопрос о ложности распространенных сведений и способности их опозорить потерпевшего или его близких решается только самим судом на основании общепринятых норм морали и нравственности, а также правил человеческого общежития. Что касается угрозы распространения иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, то их содержание может быть самым различным, например, разглашение коммерческой тайны, секреты производственных технологий, критическое финансовое положение или даже банкротство и т.д. Важно подчеркнуть, что решение вопроса о том, способны ли такие сведения, будь они преданы огласке, объективно причинить именно существенный вред соответствующим правам или интересам, принадлежит исключительно потерпевшему.
Защиту от коллекторов должники, как правило, ищут у юристов, специализирующихся в области банковского права и антиколлекторов, но делают это, когда долги передаются в суд. На самом деле стоит это делать намного раньше – когда коллекторы еще только стали беспокоить своими навязчивыми звонками или визитами.
Так, для того, чтобы обеспечить защиту от коллекторов, нужно четко войти в правовое поле, а это означает, что Вы должны продемонстрировать свою юридическую подкованность. Когда коллекторы видят человека, разбирающегося в правовой составляющей сложившейся ситуации, их напор сразу снижается. Грамотно составленные жалобы, которые нужно обязательно продублировать на адрес коллекторского агентства, покажут им, что вымогатели столкнулись с серьезным сопротивлением.
Стратегии защиты от коллекторов зависят от того, как именно они действуют.
Независимо от тактики коллекторов необходимо составлять жалобы и представлять их в надлежащие органы. Такими органами в данном случае могут выступать: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Центральный Банк РФ, Комитет банковского надзора при Центральном Банке РФ, органы прокуратуры и полиции. Отдельно рекомендуем Вам не обращаться в государственные учреждения с помощью электронных приемных – лучше принести документы в приемную лично или направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если коллекторы беспокоят Ваших родственников или коллег, стоит изучить кредитный договор и посмотреть, подписывали ли Вы согласие на обработку персональных данных. Если этого не происходило, напишите заявление на имя руководителя коллекторского агентства о нарушении закона о неправомерном разглашении персональных данных. Продублируйте это заявление в Роскомнадзор, в компетенцию которого входит рассмотрение случаев нарушения закона в этой области.
Если коллекторы беспокоят Вас своими визитами, смело жалуйтесь в полицию на хулиганство и вымогательство. Это можно сделать в Вашем районном отделении внутренних дел. Обязательно получите талон-уведомление о принятии Вашего заявления и отслеживайте ход работы над ним.
Если коллекторы не представляют Вам документы, на основании которых они требуют погашения задолженности, это является нарушением закона, так как в соответствии с Гражданским кодексом Вы не обязаны исполнять кредитные обязательства без получения оригиналов (или заверенных копий) документов, удостоверяющих данное требование. В случае если такие документы Вам не предоставляются, жалуйтесь в органы прокуратуры, призванные следить за соблюдением законности работы организаций, в том числе и коллекторских.
При этом не стоит забывать и собственно об урегулировании задолженности – решение этого вопроса будет лучшей защитой от коллекторов. Необходимо выяснить, окончательно ли долг перепродан коллекторам, или все же Вашим кредитором является банк. Если Вы имеете дело с последним случаем, то нужно обратиться в отделение банка, где брался кредит, с заявлением о реструктуризации задолженности, снижении пени, штрафов и неустоек или предоставлении так называемых кредитных каникул.
Следует еще раз повторить, что вы должны позиционировать себя как человека юридически грамотного, который может отстоять свои интересы и доказать, что действия, совершаемые сотрудниками коллекторских агентств, являются неправомерными и нарушают законные права и интересы не только Вас, но и от этого страдают другие ни в чем не виноватые граждане.
Таким образом, соблюдая вышеуказанные советы, Вы сможете обезопасить себя от неправомерных действий коллекторов.
Со своей стороны, как практикующий юрист в области банковского права я могу порекомендовать Вам, изучить нормативную базу, которая поможет в составлении жалоб в уполномоченные инстанции:
- Федеральный закон от 21.12.2013г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»;
- Федеральный закон от 27.07.2006е. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
- Федеральный закон от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
- Постановление Правительства РФ от 16.03.2009г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».
Ваш комментарий
Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.