Ошибки сторон при исполнении договора подряда (часть 2)

Продолжаю тему ошибок, которые допускают стороны при исполнении договора подряда.

 

Четвертая ошибка: подрядчик выполняет работы по договору с нарушением срока.

Еще раз напомню: срок является существенным условием договора подряда. Пункт 1 ст. 708 ГК РФ обязывает сторон указывать в договоре подряда начальный и конечный срок выполнения работ.

Помимо начального и конечного срока, договор может включать промежуточные сроки, сроки завершения отдельных этапов работ. Их также необходимо согласовать. Отсутствие промежуточных сроков (в отличие от начального и конечного) не влечет за собой признание договора незаключенным.

Нарушение сроков является довольно распространенным явлением и может быть вызвано различными обстоятельствами: отсутствие ресурсов, неверное планирование графика работ, загруженность подрядчика.

Для минимизации рисков привлечения к ответственности рекомендую подрядчикам:

1. Согласовывать сроки с запасов (при наличии такой возможности). На мой взгляд, лучше досрочно выполнить работы, чем понести ответственность за нарушение условий договора.

2. В случае допущения возможной просрочки выполнения работ (например, контрагент не поставил материал в срок) необходимо согласовать новый срок. Не стоит полагаться на устные договоренности, новые условия о сроке следует оформить в виде дополнительного соглашения.

 

Пятая ошибка: стороны «забывают» о необходимости подписания сопутствующих договору подряда документов.

Исполнение договора подряда часто сопровождается такой документацией, как: журнал выполнения работ; журнал учета материалов на объекте; акт приема-передачи площадки; приказ о назначении ответственных за виды работ на объекте, графики посещения объекта и прочее.

Не стоит пренебрегать оформлением указанных документов. В случае спорной ситуации перечисленные выше документы могут являться ключевым доказательством в суде. С их помощью можно, например, подтвердить факт выполнения работ (см., напр., постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.07.2022 г. № Ф07-8714/2022 по делу № А66-11474/2019), отсутствие вины подрядчика в нарушении срока исполнения договора (см., напр., постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.03.2023 г. № Ф10-187/2023 по делу № А68-1776/2018).

Совет сторонам договора подряда: следуйте условиям подписанного договора. Если на какую-либо из сторон возложена обязанность оформить дополнительный документ и вести его по мере выполнения договора, то не поленитесь это сделать

 

Шестая ошибка: стороны не подписывают дополнительное соглашение при изменении твердой цены договора.

Для определения цены работ стороны составляют смету. Смета может быть как приблизительной, уточняться сторонами в ходе строительства, так и твердой (окончательной). Цена работ априори считается твердой, если в договоре отсутствует другое указание (п. 4 ст. 709 ГК РФ ). 

Твердая цена может быть изменена только по соглашению сторон.

Нередко в практике встречаются следующие случаи. Стороны в договоре установили твердую цену, а в актах сдачи-приемки или справке о стоимости выполненных работ цена оказалась выше договорной. Естественно, от возрастания стоимости материала и оборудования никто не застрахован.

Подрядчик ожидает оплату по цене, указанной в актах. Тем не менее, в судебной практике сложился такой подход: акт приемки работ подтверждает лишь факт выполнения подрядчиком работ, но не подтверждает согласие заказчика на увеличение цены.

Таким образом, изменение цены следует удостоверять дополнительным соглашением.

 

В статье я осветил лишь некоторые ситуации, с которыми могут столкнуться стороны договора подряда, в реальности их намного больше.

 

Из всего вышеизложенного можно вывести общие рекомендации для участников договорных отношений (не только подряда), позволяющие избежать сложностей в ходе судебного разбирательства:

1. Внимательно изучайте условия договора. Использование шаблона не всегда «на руку» стороне договора.

2. Добивайтесь подписания от другой стороны всех необходимых документов: сам договор, акты, заявки и прочее.

3. Все значимые документы, уведомления направляйте не только на юридический, но и фактический адрес контрагента. Можно дополнительно дублировать на адрес электронной почты или в мессенджер.

4. Сохраняйте переписку, квитанции об отправке писем и прочее.

 

Несмотря на распространенность споров из договора подряда (напомню, 5% от общего количества исков, поступивших в арбитражные суды в 2023 г.), каждый случай уникален.

Зачастую возникшие разногласия возможно разрешить в досудебном порядке, что позволит избежать излишних денежных и временных затрат. 

Юридический центр "Терских"
юридическая компания

22 июля 2024  2

Комментарии

Нет комментариев

Ваш комментарий

Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.