ФНС внесла метку о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. Что делать?

Регулярный контроль ФНС за достоверностью вносимых в ЕГРЮЛ сведений юридическими лицами может значительно прибавить проблем даже добросовестному бизнесу. При этом вовсе необязательно быть фирмой-однодневкой или же заниматься сомнительной деятельностью вроде обналички или же незаконных компенсаций НДС.

Достаточно просто допустить несколько досадных ошибок в деятельности фирмы, что для малого бизнеса вполне обычная практика.

Наиболее часто метки «недостоверные сведения» компании удостаиваются за следующие некорректные данные:

  1. Сомнения в юридическом адресе фирмы или же его фиктивность.
  2. Сомнения в руководстве или учредителях компании (их массовость).

Это самые основные причины, по которым фирму могут отметить «недостоверной». Так же причиной для такой записи может послужить и иная информация о компании.

Например, нахождение в реестре умершего директора или же «липовая реорганизация», направленная на ликвидацию фирмы без соблюдения установленной процедуры. Но это редкость – поэтому мы остановимся более подробно на двух основных причинах.

Юридический адрес недостоверен: почему и что случилось?

Формально, можно регистрировать юрлицо на адрес прописки директора при наличии гарантийного письма от собственника жилья. ФНС в ряде регионов даже смотрит на это сквозь пальцы, регистрируя фирмы на адрес исполнительного органа, но их же коллеги по столице или другим регионам вполне могут наградить компанию по такому адресу отметкой о недействительности данных в ЕГРЮЛ.

Просто налоговики могут приехать средь бела дня для проверки адреса и встретиться с плотно закрытой дверью квартиры или дома, сделав вывод, что никакого ООО там нет. Им же не открыли, вывески они не нашли. Видимо директор, с их точки зрения, должен круглосуточно сидеть дома, если уж оформил компанию на свой домашний адрес.

Аналогичные проблемы ждут и фирмы, которые арендуют офисные помещения в различных офисных центрах без строгой обособленности рабочих помещений.

В итоге ФНС делает отметку в ЕГРЮЛ о недостоверности адреса (что равносильно клейму «прокаженный» для контрагентов) в случаях, если:

  • В одном здании зарегистрировано несколько компаний без обособления их территорий. Ну и что, что это сдаваемые под офисы помещения? Там слишком много фирм без указания конкретных кабинетов. И Верховный суд, к слову, признает даже отказ в регистрации без указания этажа и номера комнаты вполне законным.
  • На момент выездной проверки сотрудников ФНС дверь им никто не открыл, а следов деятельности фирмы не найдено. Ни вывески, не сотрудников. А если еще соседи скажут, что не слышали о существовании такой компании, которую искали налоговики, то всё – наши вам соболезнования!
  • Корреспонденция от ФНС неоднократно возвращалась с отметкой об отсутствии компании по указанному в ЕГРЮЛ адресу. Затем приехал сотрудник налоговой, фирмы не нашел и… см. пункт выше.

Чаще всего проблемы возникают, когда фирма фактически арендует только адрес – то есть место, куда стекается вся корреспонденция, а в одном помещении могут быть «прописаны» 3-7 компаний, всю корреспонденцию от которых принимает один человек. Или же вовсе раз-два в неделю туда приходит сотрудник и забирает почту. Но ФНС такое не приемлет категорически и рано иди поздно это выяснит!

Массовый или «какой-то не такой» учредитель или директор

Если в отношении компаний, которые были образованы до августа 2016 года, признаком «массовости» руководителя или учредителя являлось его участие более чем в 50 компаниях. А вот для фирм, созданных начиная с августа 2016 года, в письме № ГД-4-14/14126 «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности» (от 03.08.2016 г.) определены особые условия. По ним в список «массовых» может попасть учредитель за участие более чем в 10 юридических лицах, а директор – за управление минимум 5 и выше.

А так как часто бизнес старается различными способами раздробиться для налоговой оптимизации и других не всегда законных дел, то в какой-то прекрасный момент вся эта цепочка компаний всплывает и получает отметку о недостоверности сведений. Потому что «главный босс» успел засветиться везде, где не следовало.

Последствия недостоверности: может и не стоит переживать?

Еще как стоит. Бизнесу в лице помеченной «недостоверностью» фирме грозят следующие малоприятные проблемы:

  1. Отказ от сотрудничества контрагентов. Если старые еще могут остаться, то вот о новых можно забыть – вязаться с «недостоверной» фирмой себе дороже. Это равносильно приглашению ФНС в свои документы вне всяких планов и графиков.
  2. Привлечение внимания ФНС, Массовый адрес? Возможно, однодневка. Массовый директор? Возможно, отмывалка. Так подумает налоговая, если компания никак не отреагирует на метку о недостоверности. А затем поставит вас в плановую проверку, в том числе – и выездную. И вывернут все – от документов, до содержимого урны главного бухгалтера.
  3. Принудительная ликвидация. Да, ФНС имеет право инициировать механизм принудительной ликвидации компании, которые не принимает мер к исправлению сведений в реестре (п. 5 ст. 21.1 ФЗ №129-ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП») Конечно, активное и действующее ООО ликвидировать проблематично, но зачем нужен этот экстрим?

Поэтому принимать меры для исправления метки недостоверности все же придется. И если у вас есть сложности с этим – лучше поручите подготовку документов и взаимодействие с ФНС опытным юристам.

Как избавиться от «недостоверных сведений»?

Первым делом нужно выявить и устранить проблему. Связаться с ФНС, направить запрос, явиться на приём – любым способом узнать, что послужило основанием для признания сведений недостоверными.

Далее – устранить эту самую проблему. Кардинально, без компромиссов.

  1. Проблемы с директором? Меняем. Пусть он трижды золотой сотрудник – пусть выводится из «левых» фирм и переходим заместителем. Это безопасно.
  2. Отличился учредитель? Решаем вопрос с ним. Придется избавиться от «однодневок», а пока передать свои полномочия кому-либо еще.
  3. Не повезло с адресом? Арендуем нормальный офис или же «чистый» юридический адрес у проверенных фирм. Получаем полный пакет документов – договор аренды, гарантийное письмо, оформляем вывеску.

Затем нужно внести изменения в ЕГРЮЛ.

Для этого потребуется:

  • Подготовить документы, подтверждающие устранение проблемы.
  • Подготовить заявление формы Р13001 о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
  • Направить его в ФНС любым удобным способом – от личной сдачи до электронного направления при наличии ЭЦП.
  • Ждать ответа. На рассмотрение заявления у ФНС есть 5 рабочих дней, возможно продление сроков при дополнительных проверочных мероприятиях.

И да. Если исправляемые сведения содержатся в Уставе – менять придется и его. Поэтому еще на стадии регистрации фирмы не стоит в Уставе прописывать адрес с точностью до кабинета. «Город Москва» — достаточно.

SMIRNOV LEGAL GROUP
юридическая компания

09 сентября 2022  112

Комментарии

Нет комментариев

Ваш комментарий

Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.