Явку с повинной предлагается оформлять только с адвокатом

У ФПА Федеральная палата адвокатов России направила в Госдуму отзыв на законопроект, прописывающий процедуру явки с повинной. Главное предложение: явка с повинной должна приниматься в присутствии адвоката.

Только одно, но веское замечание: правило должно быть жестким, без исключений. Иначе не будет гарантий, что новые нормы защитят подозреваемого. А цель именно в этом.

Недавно в Госдуму был внесен проект соответствующих поправок в УПК. По мнению авторов инициативы, в законе необходимо предусмотреть дополнительные гарантии от фальшивых явок, когда правоохранители буквально заставляют человека оговорить себя, а в качестве "компенсации" предлагают написать явку с повинной, мол, она поможет смягчить наказание.

Но в проекте есть одна оговорка: если по каким-то причинам пригласить адвоката не получается, то явку можно оформить под видеозапись. По мнению представителей адвокатского сообщества, эту норму лучше исключить.

По мнению экспертов, такое исключение "может стать правилом и перечеркнуть благие начинания". Ведь видеозапись не гарантирует, что явка была сделана добровольно, полагают представители адвокатуры. Мол, никто не помешает правоохранителям надавить на человека, а потом включить видеозапись. Так что по сути ничего не изменится.

"Зачастую оформление явки с повинной сопровождается обманом со стороны сотрудников правоохранительных органов, - рассказал "РГ" советник ФПА Евгений Рубинштейн. - В суде же оспорить добровольность явки с повинной и оказания незаконного воздействия крайне затруднительно. Именно поэтому практика оказания незаконного воздействия перед дачей явки с повинной получила широкое распространение".

В Нижегородской области убийца явился с повинной через девять лет

Предлагаемые нормы призваны, с одной стороны, защитить задержанных по подозрению в каком-то преступлении: бессмысленно будет давить, требуя подписаться под явкой, так как без адвоката ее оспорит суд. А адвокат не позволит правоохранителям вести себя неправильно. Если же человек искренне хочет признаться, квалифицированный защитник поможет все грамотно оформить.

Когда у гражданина, желающего в чем-то признаться, нет своего адвоката, это не проблема: защитник будет предоставлен государством. В ФПА опровергают возражения, что не всегда можно найти адвоката.

"Оформление явки с повинной не является неотложным процессуальным действием и не ограничено процессуальными сроками. С учетом данных обстоятельств у правоохранителей имеется реальная возможность в любом субъекте Российской Федерации обеспечить лицу участие адвоката при оформлении явки с повинной", - говорится в письме, подписанном президентом ФПА РФ Юрием Пилипенко.

11 февраля 2019  2047

Комментарии

Автор: Ларин Олег Юрьевич  
14.02.2019 18:27

Адвокат адвокату рознь.

 
Автор: Патиев Станислав Асланович  
16.02.2019 17:55

Ну да, согласен. Теперь все явки будут с адвокатами по 51.

Автор: Патиев Станислав Асланович  
16.02.2019 17:54

Российским судам не следует опираться на явки с повинной, которые были оформлены без участия защитника обвиняемого. Данные в отсутствии адвоката признательные показания не могут считаться достоверными, поскольку нет никаких доказательств, опровергающих, что они могли появиться под принуждением. К такому выводу пришел Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) по жалобе "Шлычков против Российской Федерации". Выдержки решения опубликованы в обзоре судебной практики Верховного суда РФ.

ЕСПЧ отмечает, что сторона обвинения в судебном процессе не должна прибегать к доказательствам, "полученным путем принуждения или подавления воли обвиняемого". 

Признание вины и адвокат

Заявитель жаловался, что в нарушение статьи 6 Конвенции он был осужден на основании признательных показаний, которые следствие получило под принуждением и в отсутствие его адвоката.

ЕСПЧ напомнил, что "в его обязанности в принципе не входит определение того, могут ли определенные виды доказательств (например, доказательства, полученные незаконно с точки зрения национального законодательства) являться допустимыми".

Однако суд решил проанализировать, было ли все разбирательство, в том числе способ получения доказательств, справедливым – это относится к его компетенции.

"Право не давать показания и право не свидетельствовать против себя являются общепризнанными международными стандартами, которые лежат в основе понятия справедливого разбирательства, предусмотренного статьей 6 Конвенции", - напоминает ЕСПЧ.

Он разъяснил, что смысл этих прав заключен, в том числе, в обеспечении защиты подозреваемых от любых проявлений незаконного принуждения со стороны властей. Таким образом, их соблюдение помогает избежать судебных ошибок и способствует реализации целей статьи 6 Конвенции, указывается в решении.

"Право не свидетельствовать против самого себя, в частности, предполагает, что сторона обвинения в уголовном деле стремится доказать свою версию по делу против обвиняемого, не прибегая к доказательствам, полученным путем принуждения или подавления воли обвиняемого", - отмечает ЕСПЧ (пункт 81 постановления).

Страсбургский суд напоминает, что "признательные показания, полученные в нарушение статьи 3, по определению считаются недостоверными". Кроме того, полученное таким путем признание зачастую становится непосредственным поводом для  жесткого обращения с подсудимым. "Использование таких показаний для признания человека виновным несовместимо с гарантиями, предусмотренными статьей 6 Конвенции", - указал ЕСПЧ (пункт  82 постановления).

Отказ от адвоката

Заявитель написал явку с повинной после задержания и заключения под стражу. Признательные показания были оформлены в отсутствие адвоката.

Гособвинение в ходе судебного процесса считало эту явку одним из важнейших своих доказательств. Однако суд признал данные показания неприемлемым доказательством. Между тем, он все равно сослался на явку при вынесении обвинительного приговора.

Российские власти указали ЕСПЧ, что Шлычков сам отказался от своих процессуальных прав, о чем свидетельствует его письменное заявление, прикрепленное к материалам дела.

"В этой связи суд напоминает, что отказ от прав, гарантированных Конвенцией – в той мере, в которой это допустимо, – не должен противоречить каким-либо важным общественным интересам, и должен быть выражен в однозначном виде и сопровождаться минимальными гарантиями, сопоставимыми со степенью значимости отказа", - говорится в решении. К тому же, указывает ЕСПЧ, явка с повинной была оформлена 18 марта 2004 года, а письменные признательные показания, в которых зафиксирован отказ от присутствия адвоката, - на день позже, 19 марта.

"Более того, заявитель не может считаться отказавшимся от права не свидетельствовать против себя и в свете выводов суда, в частности, о жестоком обращении с заявителем в нарушение статьи 3 Конвенции", - разъяснил ЕСПЧ. Он пришел к выводу, что "внутригосударственные суды приняли явку заявителя с повинной в качестве доказательства его вины, и что разбирательство по делу заявителя было несправедливым независимо от того, какую доказательную ценность имели эти показания и от того, насколько решающую роль они сыграли в осуждении заявителя".

Постановление ЕСПЧ по делу "Шлычков против Российской Федерации" вступило в законную силу.

Ваш комментарий

Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.