Суррогатное материнство. Правовой ракурс.

Без обсуждения медицинских и этических проблем суррогатного материнства, попробуем затронуть проблемы юридического характера этого метода, стоящего в ряду вспомогательных репродуктивных технологий, который предполагает вынашивание и рождение ребенка по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной.

Говоря о суррогатной матери нужно отметить, что существуют четко установленные законом критерии, которым должна отвечать такая женщина, а именно, возраст в пределах от 20 до 35 лет, наличии не менее одного здорового собственного ребенка, наличие медицинского заключения об удовлетворительном состоянии здоровья и письменного добровольного согласия на медицинское вмешательство, а если женщина состоит в официально зарегистрированном браке, то необходимо и наличие письменного согласия ее супруга. Существует еще один момент, суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки, то есть она не может выносить и родить генетически родственного с ней ребенка.

Один из самых спорных вопросов касается статуса лиц, которые могут быть родителями вынашиваемого и уже рожденного ребенка — могут ли ими быть только лица состоящие в браке, или же, таковыми могут быть и, родители, не состоящие в нем, а также одинокие люди? В этих двух частях, вроде как одного вопроса, возникает коллизия в существующих законах. Или же это намеренное ограничение прав лиц желающих воспользоваться услугами суррогатного материнства? Так Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» указывает, что мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, а также одинокая женщина, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий (в том числе суррогатным материнством). Однако в Семейном кодексе и Федеральном законе «Об актах гражданского состояния» , речь идет о том, что родителями ребенка, рожденного от суррогатной матери, могут быть записаны только супруги. То есть, не состоя с партнером в официальном браке, Вы можете воспользоваться услугами суррогатной матери, но вот стать родителями рожденного ею ребенка Вы не сможете. Несмотря на эти сложности, выход из этой ситуации постепенно рождается  благодаря судебным решениям. На основании одного из таких решений, в стране было впервые выдано свидетельство рождении «суррогатного» ребенка у одинокого мужчины с прочерком в графе «мать».

« Mater   est   quam   gestation   demonstrate » («Мать определяется беременностью»)  Еще более серьезная проблема – это то, что нередко генетические родители оказываются в положении заложников суррогатной мамы, которая, из финансовых побуждений, или по причине  возникновения естественных чувств материнства, отказывается передавать новорожденного ребенка родителям (хотя имеют место быть и обратные ситуации, когда «заказчики»-генетические родители отказываются от такого ребенка). В таких случаях, именно суррогатная мама будет записана в качестве матери, а её муж, если она замужем – отцом ребенка. Но все же генетический отец имеет шанс, проведя анализ ДНК, доказать своё отцовство и в дальнейшем добиться официального указания об этом в свидетельстве о рождении ребенка.

Стоить отметить, что в действующем законодательстве нашей страны нет правовых механизмов, которые обязывали бы суррогатную мать передать ребенка генетическим родителям, и,  тем более,  давали бы им возможность записать себя его родителями без участия суррогатной матери. Ребенок может быть передан генетическим родителям и зарегистрирован ими только с согласия суррогатной матери в добровольном порядке. Причем она должна дать такое согласие уже после рождения ребенка, то есть генетические родители – супруги, одновременно с медицинским свидетельством о рождения ребенка, должны представить в орган загса документ, выданный медицинской организацией (которое применяло этот метод) и подтверждающий факт получения согласия суррогатной матери, на запись указанных супругов родителями ребенка. В целях обеспечения медицинской тайны фамилия, имя и отчество суррогатной матери и другие сведения о ней, при этом не раскрываются. В том случае, если суррогатная мать отказывается дать свое согласие на такую запись и хочет оставить ребенка у себя, она сама регистрирует в органах загса рождение ребенка.

Также не существует в российских законах, и ответственности ни  для суррогатной мамы, отказывающейся отдать ребенка родителям, ни для генетических родителей, отказывающихся от новорожденного ребенка по каким-либо причинам. Единственное, что позволит им ответственно и взвешенно подходить к своему выбору и обязательствам, исходя из нашей практики, так это детально, грамотно сформированные и оформленные договорные отношения, в которых будут четко прописаны финансовые вопросы и санкции.

Салахутдинов И.И

Управяющий партнер Legal M.H. Consulting

Legal M.H. Consulting
юридическая компания

20 июля 2021  858

Комментарии

Нет комментариев

Ваш комментарий

Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.