Юридический стартап: какие формы, с чего начать
Сегодня многие люди мечтают об открытии своего дела. Маленькое кафе, семейная пекарня, шиномонтаж… Но некоторые идут дальше и задумываются о создании правового бизнеса. О его специфике, сложностях и перспективах нужно поговорить подробнее.
Первое, о чем требуется иметь представление, это организационно-правовая форма такой компании. В случае с юридическим бизнесом их может быть несколько: индивидуальный предприниматель (ИП), юридическое лицо (чаще всего ООО) или адвокатское образование (кабинет, бюро, коллегия). Последняя из форм – наиболее труднодоступная. Для того, чтобы вести адвокатскую деятельность нужно получить статус адвоката, а это крайне затратная деятельность как с точки зрения денежных средств, так и позиций времени (неоплачиваемая годовая стажировка, уплата взносов, вплоть до одной – двух сотен тысяч рублей, экзамен, присяга). ООО в этом плане гораздо проще – это обычное юридическое лицо, которое своим видом деятельности избрало оказание услуг в сфере права. Но есть и минусы: невозможность брать заказы, связанные с уголовным судопроизводством (на них установлена адвокатская монополия) и двойное налогообложения (вы платите налоги на доходы как юридического, так и физического лица, то есть себя, даже, если вы единственный участник этого ООО). В сравнении с ним статус ИП предпочтительнее, так как позволяет заработанные деньги сразу же положить себе в карман, заплатив только один налог.
Второе, что требует внимание, это ресурсы, которые вам потребуются. Здесь дело обстоит несколько проще, так как в принципе у вас может не быть никакого имущества и капитала, но деятельность эту осуществлять будет возможно. Однако, лучше все-таки потратить часть средств на обслуживающий пакет справочно-информационной системы, аренду хотя бы небольшого офиса.
В-третьих, имейте в виду, что основная трудность – система договоров, которой пользуется бизнесмен в сфере права. Вы будете вынуждены заключать с клиентами договор об оказании юридических услуг. А данный вид обязательств предполагает возможность досрочного отказа контрагента от услуг с оплатой фактически произведенных затрат. Юристу же очень трудно доказать такие расходы. Электричество, вот и все. Тот же факт, что проделана огромная интеллектуальная работа для поиска решений проблем клиента доказать не удастся. Поэтому гораздо разумнее предусмотреть поэтапную оплату: консультация, подготовка документа правового характера, ведение судебного дела, составление соглашения или договора. Все отдельно.
В финале нужно немного поговорить о рекламе. И это одна из самых «страшных» сторон юридического бизнеса. Потому что здесь работает только один метод – сарафанное радио. Все остальные «умные» PR ходы только напрасно поглотят ваши сбережения. А это значит, что свое дело в сфере права требует гораздо больше времени для того, чтобы выйти на минимальные приемлемые рабочие показатели доходности.
Итог можно сформулировать просто: юридический бизнес не требует больших финансовых затрат, но и развивается медленно, а также несет в себе специфические риски.
Ваш комментарий
Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.