Жалоба на судью — Фемиду к ответу!
Справедливость, беспристрастность, непредвзятость — главные правила и принципы, определяющие поведение судьи в его профессиональной деятельности. Однако на практике не каждый чиновник, наделенный властными полномочиями, исполняет должностные обязанности честно и безупречно, действует по совести и в соответствии с внутренним убеждением, как это предписано Кодексом судейской этики. Возникают ситуации, когда подача жалобы на действия судьи предоставляет человеку единственный шанс в отстаивании своих интересов и законных прав.
Фридрих Великий считал, что для достойных исполнителей хороши и дурные законы, но вредны самые лучшие из них, если они переданы в плохие руки. К сожалению, люди в черной мантии небезгрешны! Так, в 2014 году за ненадлежащее поведение лишили статуса главу одного из арбитражных судов (чиновника сняли с авиарейса в связи с алкогольным опьянением). Такая же участь постигла служителя правосудия из Республики Дагестан, допустившего нарушение процессуального права, в связи с чем стало невозможным исполнение принятого судебного акта.
Решение о подаче жалобы на поведение судьи принимает не каждый человек, даже когда нарушения закона или этических норм очевидны. Должностное положение служителей правосудия, наделенных государством иммунитетом, требует знания порядка привлечения лица к ответственности. Сложность принятия решения заключена в том очевидном факте, что против целого сообщества опытных юристов, связанных едиными корпоративными интересами, выступает простой гражданин. В такой ситуации необходима помощь компетентного адвоката, обладающего не только знаниями специальных норм и правил, регулирующих подобные конфликты, но и опытом их разрешения.
Основания для подачи жалобы на судью
• Грубые нарушения процессуального законодательства, допущенные председательствующим во время судебного разбирательства.
• Неэтичное отношение к лицу, привлеченному к делу в статусе полноправного участника. Эти требования распространены и на случаи недостойного поведения судьи, имевшие место вне службы.
• Необоснованное нарушение сроков рассмотрения дела, умышленная волокита, затягивание разрешения спора по существу.
• Иные объективные основания, ставшие поводом для подачи жалобы.
Для оформления заявления на сайтах интернета можно найти образец документа, но обязательного соблюдения его формы законом не предусмотрено, так как возникающие ситуации индивидуальны. На практике большинство жалоб, составленных гражданами самостоятельно, отличает эмоциональный, а иногда и агрессивный стиль изложения текста. Такой способ защиты не содействует достижению поставленной цели. Оформление жалобы — задача непростая, но выполнимая, особенно когда интересы гражданина представляет квалифицированный адвокат с опытом противоборства своевластию судебных чиновников.
Условия и способы доказывания обоснованности жалобы
1. Привлечение судьи к административной ответственности за нарушения процессуального права последует только после отмены принятого решения, когда вышестоящей инстанций указано на допущенные просчеты.
2. Обоснование и доказывание допущенных судьей нарушений возможно, если такие действия были должным образом зафиксированы в протоколе, составленном в ходе процесса. Доказательственное значение представляет диктофонная запись. Для этого не нужно официального разрешения, если примененное техническое устройство не отнесено к стационарному типу.
3. Необоснованное отклонение отвода судьи — очевидная причина для сомнений в беспристрастности и объективности должностного лица. Известен случай, когда одним из аргументов жалобы стала фотография, размещенная на сайте «Одноклассники». На снимке были запечатлены судья и сторона, участвующая в рассматриваемом деле. При этом, как стало известно, оба фигуранта зарегистрированы на своих страницах как друзья.
Органы, рассматривающие жалобы
• Должными способами служебного реагирования обладает председатель суда, располагающий правом принятия решения в отношении подчиненного лица.
• Необходимыми полномочиями наделена квалификационная коллегия (ККС). Такой орган, действующий в каждом субъекте РФ, рассматривает жалобы граждан, а также решает вопросы дисциплинарной ответственности служителей Фемиды.
• Право рассмотрения заявлений о незаконных или недостойных действиях, совершенных должностными лицами судебной системы, предоставлено высшей коллегии судей (ВККС), принимающей решения в соответствии с действующим законодательством.
Главное требование, предъявляемое к содержанию жалобы, заключено в обоснованной аргументации изложенных фактов. Подача немотивированного заявления повлечет отказ в удовлетворении жалобы. Подобный результат последует и в случае, когда представленные доказательства, обосновывающие доводы заявления, малоубедительны или вовсе надуманы. Например, при появлении в судебном заседании председательствующего, не облаченного в мантию, сторона усмотрела в действиях должностного лица признаки неуважения к собственной персоне.
Недопустимо предъявление анонимной жалобы, не содержащей подписи заявителя. К обязательным требованиям отнесены сведения о месте проживания, адресе зарегистрированной электронной почты, номерах телефонов. Большое значение имеет приложение, состоящее из соответствующих документов, письменных доказательств, технических носителей информации.
В случае признания поданной жалобы обоснованной, компетентный орган привлекает виновное лицо к соответствующей дисциплинарной ответственности, влекущей принятие следующих решений:
• объявление замечания;
• вынесение предупреждения;
• наконец, увольнение чиновника способом досрочного прекращения полномочий.
Подача жалобы на судью — явление экстраординарное, требующее знаний норм действующего законодательства, а также немалых душевных сил. Обращение к помощи опытного адвоката станет надежным способом решения проблем юридического характера, обеспеченной защитой возможных нарушений законных прав и интересов клиента.
Ваш комментарий
Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.