Верховный суд РФ определит, относятся ли самокаты к транспортным средствам

Верховный суд РФ рассмотрит иск об оспаривании Правил дорожного движения в части, которая позволяет отнести электросамокат к транспортным средствам.

 

Заявитель считает несправедливым, что ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки и обычные самокаты приравниваются к пешеходам, а едущие на электросамокате - уже к водителям.

 

Верховный суд РФ разберётся в этом вопросе 30 марта.

 

Доводы истца 

 

Истец полагает, что к транспортным средствам должны быть отнесены лишь такие источники передвижения, на управление которыми законом предусмотрено получение специального права. 

 

Свою позицию автор поясняет тем, что являлся участником ДТП: при повороте налево он столкнулся с самокатом и в результате аварии водитель самоката погиб, а по данному факту возбуждено уголовное дело.

 

Следователь инициировал проведение автотехнической судебной экспертизы, в постановлении о назначении которой сделал вывод об отнесении электросамоката к механическим транспортным средствам. Истец потребовал исключение данного вывода из текста постановления, на что получил отказ.

 

Также он обращался за разъяснениями в Минтранс, МВД и центр судебной экспертизы при Минюсте России, которые пояснили, что новые устройства мобильности при наличии сомнений в эффективности систем экстренного торможения в зависимости от модели могут развивать скорости выше 35 км/час, что становится серьезным источником опасности для пешеходов и лиц, управляющих такими устройствами. 

 

Заявитель также проинформирован о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на регламентацию организации безопасного движения велосипедистов и лиц, использующих средства индивидуальной мобильности.

 

Позиция правительства 

 

Необходимо отметить, что содержащееся в статье 2 Федерального закона №196-ФЗ определение транспортного средства не содержит перечня устройств, являющихся таковыми, однако все транспортные средства объединены общим функциональным предназначением: перевозкой по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них, пояснил РАПСИ представитель правительства РФ в Верховном суде Гайк Марьян.

 

Транспортному средству присущи определенные технические характеристики - мощность двигателя, максимальная конструктивная скорость - и предназначение: для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования). ПДД распространяет данный термин также на любые тракторы и самоходные машины, напоминает он.

 

Что касается на указание, что передвижение на роликовых коньках и обычных самокатах регулируется нормами, которые распространяются и на обычных пешеходов, то это обусловлено тем, что они двигаются посредством мускульной силы и представляют малую степень опасности причинения вреда жизни и здоровья.

 

Водители электросамокатов правилами ПДД в отдельную категорию участников дорожного движения пока не выделены, признаёт Марьян.

 

«Вместе с тем в последнее время участились случаи использования лицами для передвижения электросамокатов, технические характеристики которых находятся в пределах пороговых значений, установленных Правилами для мопеда или мотоцикла, являющихся мототранспортными средствами категории «L», не имеющих функции автоматического отключения на скорости более 25 км/ч.

 

Конструктивные и технические особенности таких электросамокатов предопределяют высокую степень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан, причем как использующим такие электросамокаты, так и неопределенному кругу лиц. Кроме того, использование таких электросамокатов не в полной мере подконтрольно управляющему им лицу, в связи с чем данные средства передвижения могут быть источниками повышенной опасности», - указывает представитель правительства в ВС.

 

Он напомнил позицию Пленума Верховного суда, что источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а учитывая, что норма не содержит исчерпывающего перечня источников повышенной опасности, суд, принимая во внимание особые свойства предметов, веществ или иных объектов, используемых в процессе деятельности, вправе признать источником повышенной опасности иную деятельность, не указанную в перечне (абзац третий постановления от 26 января 2010 года №1).

 

Таким образом, так как исчерпывающий перечень всех возможных видов средств передвижения не установлен и установлен быть не может, возможность отнесения электросамоката к тем или иным транспортным средствам сопряжена с оценкой соответствия конкретного электросамоката требованиям к колесным транспортным средствам.

 

Он также указал, что субъектом преступлений по делам о ДТП признается не только сдавший экзамены водитель, но и любой участник дорожного движения.

 

То есть диспозиция нормы статьи 264 УК не ставит возможность наступления для водителя транспортного средства уголовной ответственности в зависимость от того, причинен ли вред вследствие ДТП жизни или здоровью водителю другого транспортного средства или пешеходу, велосипедисту или электросамокатчику, поясняет Марьян.

 

Гироскутеры и моноколеса 

 

Необходимо отметить, что электросамокат является не единственным средством индивидуального передвижения человека с использованием двигателя, указывает представитель правительства.

 

«Быстрорастущий спрос в области концептуальных транспортных решений для городской инфраструктуры в целях обеспечения жителям городов максимального комфорта и безопасности повлек технический прогресс, которым обусловлено появление новых современных видов средств индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей), таких, как электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства», - напоминает представитель правительства. 

 

По его словам Минтранс в инициативном порядке в целях безопасной интеграции в пешеходное и велосипедное движение лиц, использующих средства индивидуальной мобильности, в октябре 2019 года начал подготовку проекта постановления «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090 и в распоряжение Правительства РФ от 15 декабря 2020 года №3340-р».

 

«Проектом постановления предусматривается в том числе определение статуса участников дорожного движения, использующих современные технические средства передвижения (электросамокаты, гироскутеры, мотоколеса, сигвеи и другие).

 

В целях обеспечения безопасности дорожного движения проектом постановления предлагается ввести новый термин «средство индивидуальной мобильности» (далее – СИМ) и его определение; установить предельную скорость движения средств индивидуальной мобильности – 25 км/час; установить движение по специально обустроенной велосипедной инфраструктуре, в отсутствие которой движение по тротуарам (в исключительных случаях движение по правому краю проезжей части); разрешить совмещенное с пешеходами передвижение средств индивидуальной мобильности весом до 35 кг; определить преимущество (приоритет) пешеходов во всех случаях совмещенного движения с велосипедистами и лицами, использующими для передвижения средство индивидуальной мобильности; ввести соответствующие новые дорожные знаки», - рассказал Марьян.

 

По его данным, проект постановления 8 февраля 2022 года направлен на рассмотрение подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

 

Источник: "РАПСИ"

14 апреля 2022  71

Комментарии

Нет комментариев

Ваш комментарий

Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.