Что нужно знать любому при встрече с полицией?
Деятельность полиции направлена на защиту граждан, борьбу с преступлениями и обеспечение общественной безопасности. Для исполнения этого назначения ФЗ «О полиции» наделяет сотрудников органов соответствующими правами и обязанностями. К примеру, полицейский может проверить документы, опросить, выдвинуть требование об уходе из конкретного места, а иногда и лично досмотреть или даже задержать.
Но это не значит, что обычный гражданин в этом случае «тварь дрожащая» перед властью. Тот же закон «О полиции» и ряд других нормативных актов устанавливает:
- принцип уважения прав и свобод человека в деятельности полиции;
- особые права человека, которые он может реализовать при взаимодействии с правоохранительными органами.
Остановимся на них подробнее.
Сотрудник должен представиться ( ст. 5 ФЗ «О полиции» )
Принцип уважения диктует полицейскому обязанность назвать свою должность и фамилию при обращении к гражданину. Также сотрудник органов должен обозначить цель обращения.
Если полицейский нарушает эту обязанность, человек сам вправе потребовать у сотрудника представиться и продемонстрировать служебное удостоверение.
Полицейский не может штрафовать или применять иные меры наказания в случае, если человек не имеет при себе удостоверяющий документ
ФЗ «О полиции» наделяет сотрудников органов правом проверять удостоверяющие личность документы. Но это полномочие действует только в случаях, если у сотрудника есть основания полагать, что человек находится в розыске или является подозреваемым в совершении правонарушения.
При этом человек не обязан везде носить с собой паспорт. И если по требованию полицейского он не может его продемонстрировать, это не является основанием для привлечения его ни к какой ответственности.
Совет: если у вас при себе имеется хоть какой-то документ, то лучше его показать. Сотрудники в отдельных случаях могут забрать человека в отделение для установления личности.
Полицейский не может грубить, хамить и т.п.
По смыслу ФЗ «О полиции» полицейский должен быть беспристрастным и воздерживаться от любых действий, которые подрывают авторитет полиции. Потому в любых ситуациях (даже в случае задержания преступника) сотрудник НЕ имеет права:
- грубить;
- переходить на «ТЫ»;
- проявлять неуважение к культуре и традициям;
- проявлять неуважение к религии;
- использовать мат;
- дискриминировать кого-то по национальному или иному признаку.
Совет: в случае, если полицейский общается с вами неподобающим образом, не отвечайте ему тем же. Вы можете зафиксировать неуважительное отношение на камеру, можете сделать замечание со ссылкой на закон, но не стоит провоцировать человека в форме на большую грубость (все мы понимаем, что на практике не всегда работает то, что написано в законе).
Полицейский не может обратиться к человеку и что-то требовать от него без причины
Ранее уже было указано, что на проверку личности, доставление в отделение, задержание и т.п. у сотрудника полиции должны быть причины, указанные в законе. Поэтому сотрудник обязан их озвучить.
Если он этого не делает, гражданин сам вправе спросить, чем вызван интерес к его персоне.
Полицейский не может заставлять человека говорить
Статья 51 Конституции РФ наделяет всех людей правом не свидетельствовать против себя самого. Поэтому, если сотрудники органов требуют от человека объяснений каких-либо его поступков, он имеет право молчать.
Сотрудники не могут заставить быть понятым
Иногда обращение полиции к человеку вызвано не интересом к его личности в связи с охраной правопорядка, а просьбой стать понятым по делу.
У граждан РФ нет обязанности быть понятыми. Это их право. Поэтому они могут спокойно отказать сотрудникам в их просьбе. Никаких санкций и ответственности за отказ быть понятым законом не установлено.
Полицейский должен фиксировать все свои действия по ограничению прав человека в установленном процессуальном порядке
Если у сотрудника нашлись основания для задержания, личного досмотра, привлечения к административной ответственности и др., он должен составить соответствующий протокол. В протоколе обязательно отражаются дата и время.
Соответственно, у человека есть права:
- требовать составления протокола;
- изучить протокол;
- написать замечания к протоколу;
- потребовать копию протокола.
Совет: чтобы избежать фальсификации протокола со стороны сотрудников, обязательно требуйте копию протокола и оставляйте там замечания (если они есть). Не стоит отказываться от подписания протокола, потому что это открывает возможности для искажения информации в протоколе и не лишает его юридической силы (сотрудники просто сделают отметку, что гражданин отказался подписывать).
Полицейский должен разъяснить человеку его права в случае задержания
«Вы имеете право хранить молчание. Все, что вы скажете, будет использовано против вас в суде» — это шаблонная фраза, которую используют полицейские в американских фильмах при задержании преступника.
Российские правоохранители такой фразы не говорят. Однако при задержании они обязаны рассказать человеку о его праве на правовую помощь, услуги переводчика, уведомлении близкого человека о задержании и о праве молчать (не давать показания).
Соответственно, если эти права не разъясняются по инициативе полицейского, задерживаемое лицо может попросить это сделать или зафиксировать замечание в протоколе задержания.
Полиция не может препятствовать доступу человека к его адвокату
С первых секунд задержания у человека появляется право на услуги адвоката. Поэтому можно не разговаривать с полицейскими до тех пор, пока не приедет адвокат. Сотрудники же не могут ограничить доступ лица к его защитнику.
Полицейский должен предупредить об использовании спецсредств
В строго оговоренных законом случаях полицейский может применить к человеку спецсредства: дубинку, электрошокер, оружие и др. Причем он не может просто начать «колотить» человека в этих случаях, сначала он должен:
- предупредить о намерении применить спецсредства;
- дать человеку время на мирное исполнение законных требований сотрудника.
Как реагировать на полицейский «беспредел»?
Если полицейский выходит за пределы своих полномочий, не соблюдает предписания законодательства и тем самым нарушает права человека, он вправе:
- снимать его на камеру или записывать на диктофон в целях фиксации нарушения;
- жаловаться начальству сотрудника, в прокуратуру или в суд;
- требовать компенсации в судебном порядке за вред, причиненный незаконными действиями (ст. 1069 и ст. 1070 ГК РФ );
- требовать извинений: по закону о полиции сотрудники обязаны приносить официальные письменные извинения при нарушении прав граждан ( ст. 9 ФЗ «О полиции» ).
Совет: не стоит реагировать на «беспредел» способами, аналогичными действиям самих сотрудников. На практике случается много неприятных ситуаций, потому что в форме полицейского не робот, действующий строго по закону, а человек. Пределы его произвола могут оказаться непредсказуемы. Думайте в первую очередь о собственной безопасности. Это намного важнее, чем поставить полицейского на место.
Ваш комментарий
Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.