В поисках юридической помощи. Как выбрать юриста
Человек, у которого возникла необходимость в защите его прав и интересов стоит перед непростым выбором – кого пригласить для оказания этой услуги и когда это сделать.
На второй вопрос ответ вроде бы очевиден - чем раньше, тем лучше. Но не для всех. И зовут справлять чужие ошибки, когда дело проиграно в первой судебной инстанции, а бывает и во второй, а это тот еще труд. Труд неблагодарный и с маловероятным исходом в пользу доверителя.
Кого же выбрать в качестве представителя – задача с множеством неизвестных. Хочется найти подешевле, но чтобы был квалифицированный, знающий готовый отстаивать Ваши интересы днем и ночью.
Обратимся для сравнения ...к колбасе. Можно ли купить сырокопченую говяжью колбасу по цене вареной из шкурок с различными добавками? Ответ однозначен.
Так же и с юристами. Если Вам готовы оказать услугу очень дешево – это, скорее всего « вареная колбаса» самого низкого качества.
Поскольку вы имеете дело с услугой, то есть еще один аспект дешевизны – ее реальное отсутствие. Например (цены условные), один юрист Вам предложит стоимость три тысячи за заседание и скажет, что обычно по такому делу заседаний бывает всего два. А другой юрист попросит, к примеру, в Вашем несложном деле двадцать тысяч за представление интересов в первой инстанции. Конечно, шесть меньше двадцати и ценовой выбор очевиден.
Но заседаний оказывается девять (при чем, инициатором отложений - в основном Ваш представитель). Итог – 27 тысяч и проигранный спор, поскольку Ваш представитель был настроен в суд ходить, а не получить результат.
Еще один маркетинговый ход – бесплатная консультация. Не будем про сыр и мышеловку. Но сегодня юридические услуги - на рынке, как и любые другие. Следовательно, воронки продаж и иные элементы сурового отечественного маркетинга тут присутствуют. Бесплатная консультация – один из таких элементов. Сводится она, как правило, к короткому рассказу о сложности возникших у посетителя проблем и необходимости срочно заключить договор здесь и сейчас. Документы при этом не изучаются, рекомендации, позволяющие решить проблему, не даются.
На самом деле результатом консультации, как правило, должен быть некий план действий клиента для достижения его цели. Либо нужно аргументировано убедить клиента, что избранный им путь ошибочен, а это очень сложно. Такая консультация требует знаний, опыта, глубокого анализа документов и ситуации.
Конечно, такая работа бесплатной быть не может.
Еще один маркетинговый ход, на который хорошо «клюет» клиент – вот такая реклама (взята прямо с сайта одной юридической компании):
98% ВЫИГРАННЫХ ДЕЛ ЗА 12 ЛЕТ
по гражданским и уголовным делам
Такой процент возможен только при работе по получению судебных приказов за долги по коммунальным платежам. По уголовным делам статистика такова, что оправдательных приговоров выносится около одного процента. По налоговым спорам такой процент вот – вот будет. Правда, в пользу налоговой службы.
Следовательно, эта реклама, как правило, вводит потребителя в заблуждение. Прочитав ее, следует идти в УФАС, а не в эту фирму.
Сюда же примыкают рекламные ходы вроде: «выиграли все дела по разделу имущества». Раздел совместно нажитого имущества происходит в любом случае. Так что проиграть такое дело, оставив клиента вовсе без имущества вряд ли возможно. Но, как известно, дьявол прячется в мелочах – вопрос в том, как удалось поделить это имущество, сумел ли оппонент вывести часть имущества, занизить стоимость и тому подобное.
Еще одна уловка - позиционировать себя как лучшего юриста, по мнению собственных клиентов. То, что клиентов, возможно, было всего два, значения не имеет. Но УФАС в таком случае трудно предъявить претензию.
Юриста выбирают еще, полистав разные сайты, где представлены такие специалисты. Обычно смотрят одну - две странички и выбирают из тех, кто на этих страницах. Вот только на большинстве рейтинговых сайтов положение в рейтинге того или иного специалиста или фирмы определяется исключительно рекламным бюджетом. Платишь сайту за клик больше – поднимаешься в рейтинге, платишь меньше – уходишь на задворки. Не поленитесь и вы туда заглянуть.
Советуют клиентам специалисты по маркетингу смотреть отзывы.
Смотрим на одном сайте. Молодой человек 26 лет позиционирует себя в качестве опытного юриста. У него 101 (!) отзыв. Но вот дел находится в правовых базах меньше трех десятков во всех инстанциях. А просмотр отзывов показывает, что они то от людей, на страничках которых отзывы отсутствуют, то этот благодарный клиент и вовсе из Калининграда или Казани, тогда как юрист из Хабаровска и все три отзыва у него про местные предприятия. Да, да есть такая услуга – отзывы накрутить.
На самом деле довольные клиенты отзывы пишут редко и то, если их об этом попросить. А вот конкуренты и недовольные – всегда пожалуйста.
Появляется, допустим, такой отзыв: «Юрист назначил встречу и не явился». Оценка соответственно единица. Тут же средняя оценка идет вниз. А на самом деле юрист принимает клиентов исключительно у себя в офисе.
Или пишут: «юрист в суд не пришел, сама участвовала в деле». А у фирмы в договоре условие – «клиент в суд не ходит». От этого только вред, поскольку клиент может сказать не то, что нужно или не внушить доверие судье. Исключить такие отзывы или невозможно или недешево, а потребители принимают
Итог таков – ни высокая строчка юриста в рейтингах, ни его оценка по отзывам клиентов, не гарантируют Вам правильный выбор.
Выбирая между юристом и адвокатом, помните, что последний обязателен в уголовном деле. В гражданских делах статус адвоката мало значим. Жулики встречаются как среди юристов, так и среди адвокатов. А адвокатская палата - прежде всего корпорация, которая защищает своих участников
Выбор юриста индивидуален. Сначала определитесь с бюджетом. Если сразу не можете запалить всю сумму – учитывайте, что почти каждый квалифицированный специалист может предоставить рассрочку.
Следует избегать сетевых юридических компаний, особенно в области банкротства.
Отнеситесь критически к рейтингам, многочисленным отзывам, самовосхвалению в любой форме.
Обратите внимание на опыт работы. Причем нужно различать опыт правовой работы и опыт работы именно в интересующей Вас области. Бывший следователь со стажем в двадцать лет вряд ли сможет достойно представлять клиента, например в налоговом споре.
Оцените офис Вашего будущего представителя. Если офис его собственность – это хороший знак. Если у юриста приличный автомобиль - это тоже говорит о его востребованности.
Начните общение с предполагаемым поверенным с консультации. Это позволит Вам оценить и квалификацию, и доверие к человеку. Последнее крайне важно – без доверия невозможно добиться нужного результата.
И внимательно читайте договор. Предпочтительной является фиксированная сумма за дело или за инстанцию. Почасовая оплата или оплата за каждое заседание – не лучший выбор. Ни количество часов, ни количество заседаний вы контролировать не можете.
Ваш комментарий
Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.