Чужие долги и коллекторы: имеют ли право звонить родственникам?
Один из самых болезненных вопросов населения нашей страны – долги. И если свои еще можно признать и стараться всеми силами выплатить, то, когда звонят коллекторы и просят выплатить чужие долги - возмущению нет предела. Если верить грустной статистике, то закредитованность растет из года в год, превращаясь в настоящую катастрофу. В 2019 году общая сумма долговых обязательств россиян составляла более 15 триллионов рублей. Банки, чтобы обезопасить себя, идут на разные ухищрения и достаточно часто при процедуре выдачи кредита просят дополнительно указать телефоны родственников или коллег, чтобы использовать их для экстренной связи с заемщиком. Но порой это может привести к неприятным последствиям. Несмотря на распространенные в интернете комментарии о том, что коллекторы не имеют права совершать звонки родственникам или любым знакомым должника, это не так. Это допущение связано с необдуманными действиями самих должников. Меньшее из зол в данном вопросе, если вежливый банковский сотрудник просто позвонит напомнить о просрочке кредитного платежа. Гораздо хуже, когда с разных номеров звонят коллекторы по чужому кредиту и просят незамедлительно его оплатить. Банки вправе передавать коллекторским службам, как внутренним, так и внешним, процедуру взыскания долгов. В их задачу входит обеспечить максимальное погашение должником своих обязательств и для этого у них имеется множество рычагов воздействия. Долгие годы деятельность коллекторов велась полулегально, мелькая громкими заголовками в СМИ. Но в 2016 году появился закон, упорядочивший их деятельность.
Чтобы расставить все точки над и в этом вопросе, нужно ознакомиться с, так называемым, законом о коллекторах, а именно Федеральным законом "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" от 03.07.2016 N 230-ФЗ.
На что коллекторы имеют право согласно закону?
Кредитор вправе привлечь только одну организацию для взаимодействия с должником. Если должник скрывается, коллекторы имеют право звонить контактным лицам, телефоны которых фиксируются в кредитном договоре, а так как эту информацию никто не проверяет до момента взаимодействия, то чужие долги могут появится в жизни абсолютно любого человека, чей номер, пусть даже случайно, указал недобросовестный заемщик. Права коллекторов предусматривают звонки в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени. Звонить коллекторы могут не более одного раза в сутки; не более двух раз в неделю и не более восьми раз в месяц. При каждом звонке коллекторы обязаны представиться, назвав себя и кредитора, которого представляют. Недопустимо скрывать номер, с которого осуществляется звонок. Воспользовавшись этой информацией и, по необходимости, уточнив ее у звонившего, можно избавиться от назойливых звонков и забыть про чужие долги. Записав предоставленные коллектором данные, можно написать кредитору заявление о несогласии на осуществление с вами взаимодействия по поводу просроченной задолженности. Это основание предусмотрено в п. 5 ст. 4 Федерального закона №230-ФЗ, где говорится о том, что кредитор или лицо, действующее от его имени (коллектор) может взаимодействовать только при соблюдении двух условий: имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом и если третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия. Заявление составляется в свободной форме. Необходимо указать все имеющиеся сведения о сложившейся ситуации и выразить свое явно несогласие на любое взаимодействие коллекторов с вами. И напомнить, что в случае неисполнения вашего законного требования, вы будете жаловаться и подавать иск в суд. Не стоит забывать, что незаконные действия коллекторов образуют состав правонарушения, предусмотренного ст.14.57 КоАП РФ .
Отправить заявление можно заказным письмом с уведомлением о вручении, передать через нотариуса или предоставить непосредственно в отделение банка. Так же при личной передаче заявления в банк, нужно на вашей копии заявления получить от секретаря штамп входящей корреспонденции с указанием номера в журнале регистрации входящей корреспонденции и числа приема заявления. Это необходимо сделать, чтобы обезопасить себя в дальнейшем.
Если звонят коллекторы по чужому кредиту, куда жаловаться? Что же делать, если долги чужие, а звонят коллекторы Вам?
Если звонки не прекращаются, целесообразно записать их на диктофон, сделать детализацию вызовов у вашего телефонного оператора и подать жалобу. Инстанции могут быть разные: Полиция, Прокуратура, Центральный банк, Федеральная служба судебных приставов и Роспотребнадзор. Жалобу следует подавать по месту вашего жительства. Удобнее всего подавать жалобу через электронный сервис приема обращений граждан на официальном сайте ФССП (именно они в первую очередь ведут надзор за коллекторскими агентствами). Так же можно подать жалобу на неправомерные действия коллекторов через интернет-приемную ЦБ РФ. У остальных ведомств тоже есть возможность подачи электронных жалоб. К жалобе можно и нужно прикрепить имеющиеся у вас доказательства нарушений коллекторами ваших прав. Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней. Если все вышеперечисленные способы не дали результата, стоит подать иск в суд, приложив все собранные доказательства неправомерных действий коллекторов и попыток разрешить данную ситуацию досудебным путем. В таком случае можно дополнительно взыскать с коллекторов моральный ущерб.
Ваш комментарий
Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.