Вопрос #62788
Если самозанятые платят в Пенсионный фонд, то засчитывается ли это потом в стаж?
Автор:
Суть вопроса:
Ваш ответ
Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять ответы.
Ответы:
Здравствуйте Дмитрий.
Самозанятые по закону платят только налог на профессиональный доход (НПД), а обязательные страховые взносы — нет, поэтому страховая пенсия для них не формируется. То есть работа самозанятых по умолчанию не засчитывается в страховой стаж, и пенсионные баллы не начисляются.
А если я выберу делать выплаты в Пенсионный фонд как самозанятый? По своей воле. Тогда они - по логике - должны засчитаться в стаж?
А еще по поводу налогов самозанятого, пожалуйста.
Но есть варианты.
Первый вариант. Не платить в Пенсионный фонд ничего и получать социальную пенсию. Но нужно помнить, что она назначается позже страховой и ее размер существенно ниже. Так, государство гарантирует человеку установление социальной пенсии по достижении 65 лет для женщин и 70 лет для мужчин. С 1 апреля 2021 года социальная пенсия составила 5 796,76 руб.
Второй вариант. Если у человека ранее (до того, как он стал самозанятым) был наработан стаж и хватает пенсионных баллов, тогда он уже может претендовать на страховую пенсию.
Третий вариант. Самозанятый может вступить в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию для уплаты страховых взносов в ПФР. Это формирует страховую пенсию. Для того, чтобы вступить в добровольные правоотношения, нужно подать заявление в клиентскую службу отделения ПФР по месту жительства или в электронной форме через личный кабинет на сайте ПФР.
Чтобы получить год страхового стажа, необходимо заплатить страховые взносы в фиксированном размере. Сумма страховых взносов в год равна сумме фиксированного платежа для индивидуальных предпринимателей, установленной нормами Налогового кодекса . Каждый год эта сумма меняется. Так, в 2021 году для учета полного года в страховой стаж необходимо уплатить не менее 32 448 руб. Это необходимо сделать не позднее 31 декабря текущего года.
Можно внести и меньшую сумму, но тогда в страховой стаж будет засчитан период, пропорциональный уплате.
Вот коротко и ёмко, как Вы и просили
А что по поводу налогов? В моем развернутом вопросе был вопрос и том, какие налоги платит самозанятый. Какие варианты? Да и как регистироваться в качестве самозанятого - через Госуслуги (как ИП)?
Самозанятые по закону платят только налог на профессиональный доход (НПД), а обязательные страховые взносы нет, поэтому страховая пенсия для них не формируется. То есть работа самозанятых по умолчанию не засчитывается в страховой стаж, и пенсионные баллы не начисляются.
Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27.11.2018 N 422-ФЗ (последняя редакция)
Мы уже выяснили, что самозанятые могут по своей воле делать выплаты в Пенсионный фонд, и тогда это в стаж им засчитается. Мы выше уже это обсудили
Как, все-таки, правильно регистрироваться в качестве самозанятого? Это ведь тоже часть моего вопроса. Пока не вижу, чтобы кто-то на это ответил.
Вот видите, Вы узнали тогда в этой беседе, что можно самозанятому организовать себе стаж, делая выплаты в Пенсионный фонд. Хотя здесь Вы консультант, позволю себе Вам рекомендовать выплаты в Пенсионный фонд. Мне кажется, для подстраховки "на будущее" это полезно. Это мой ответный совет - должен же я тоже чем-то помочь консультантам (кроме гонорара, конечно).
Самозанятый уплачивает 4 % в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг физлицам, и 6 % — в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг ИП (для использования при ведении предпринимательской деятельности) и юрлицам. Чиновники гарантировали неухудшение условий на 10 лет.
Алгоритм исчисления и уплаты налога на профессиональный доход
Не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговая высылает самозанятому через приложение «Мой налог» уведомление о сумме налога, который нужно уплатить. В уведомлении уже указаны необходимые для уплаты реквизиты.
Уплата налога производится:
не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
по месту ведения деятельности.
Налоговую декларацию представлять не нужно.
Если самозанятый не укладывается в установленный срок, налоговая не позднее 10 календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет ему требования об уплате налога, а также информацию о мерах по взысканию налога.
Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок — как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета.
Если сумма налога, которую нужно уплатить по итогам налогового периода, не дотягивает до 100 руб., то эта сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.
Налогоплательщик может настроить процесс уплаты налога таким образом, чтобы необходимая сумма списывалась с банковского счета. Для этого в мобильном приложении нужно предоставить налоговому органу право на направление в банк соответствующих поручений.
Штраф для самозанятых
При всех привилегиях и льготах самозанятым нужно готовиться и к штрафам в случае неуплаты налога на профессиональный доход. Предполагается, что сумма штрафа будет представлять собой размер того дохода, который получает самозанятый.
Штраф предусмотрен только для тех, кто зарегистрировался как самозанятый, но нарушил условия выставления чека.
В рамках пилотного проекта за нарушение порядка или сроков формирования фискальных чеков при расчетах будет взыскиваться штраф в размере 20 % от суммы, на которую не был выставлен чек. Повторное нарушение в течение 6 месяцев предполагает штраф в размере всей суммы расчетов, на которую не сформирован чек.
Еще интересно. А самозанятые ведут учет доходов и расходов как индивидуальные предприниматели? Что говорит закон? Самозанятый также ведет книгу учета доходов и расходов, также подает декларации?
Единственный налог, который платят самозанятые, — налог на профессиональный доход (НПД). Он похож на упрощённую систему налогообложения для предпринимателей, но отличается ставкой: 4% — за доходы от работы с физическими лицами; 6% — за доходы от работы с юридическими лицами или ИП.
Это понятно. А как по закону самозанятый отчитывается перед выплатой налога? Передает декларацию, ведет книгу учета доходов и расходов? Как он по закону должен фиксировать доходы?
Как самозанятому отчитываться перед налоговой? Заполнять декларации не нужно. Чтобы сообщить о профессиональном доходе, достаточно сформировать чек в приложении «Мой налог» или прямо в приложении вашего банка (если он аккредитован в программе для самозанятых), передать его клиенту, и раз в месяц заплатить налог.
То есть без декларации, без книги учета расходов и доходов. Выглядит удобнее, чем ИП! И легче на начальных этапах. Кроме того, при желании можно подавать выплаты в Пенсионный фонд, и будет стаж. А что по поводу регистрации самозанятого? Она же возможна просто Онлайн - через Госуслуги, как я понимаю?
Существуют следующие способы регистрации:
Через мобильное приложение ФНС России «Мой налог». ...
В приложение можно войти, используя ИНН и пароль, который используется при входе в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России (www.nalog.ru), либо с помощью учетной записи на портале Госуслуг (www.gosuslugi.ru).
мне не инетерсны выплаты в пенсионный, ведь стаж начисляется очень мизерный
Вопрос к Вам такой: а вообще Вы лично видите целесообразность перехода к ИП в будущем? Или Вам "удобнее" самозанятость? Вопрос задаю, потому что собираю мнения консультанто и о том, что "удобнее" - самозанятость или предпринимательство? Для начинающего - во всяком случае - выглядит проще самозанятость (на данном этапе). Наверное, ИП - это следующий этап, когда человек уже "нарастит опыт". Хочется услышать мнения по сопоставлению ИП и самозанятости.
Совершенно верно, сначала самозанятость, когда будут уже постоянные доходы, можно будет оформлять ИП