Статья 12. Налогообложение и маркировка алкогольной продукции

1. Исчисление и уплата налогов и сборов с алкогольной продукции производятся в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3113).

2. Алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке:

алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются в государственном органе, уполномоченном Правительством Российской Федерации;

алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию, маркируется акцизными марками, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5-1 настоящей статьи. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.

Маркировка алкогольной продукции не предусмотренными настоящим Федеральным законом марками не допускается.

(Пункт 2 в ред. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 43)

2-1. Для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация представляет в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, или в таможенный орган следующие документы:

заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, содержания этилового спирта в алкогольной продукции, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок;

справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах или справка таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей. В случае, если справка налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не представлена организацией, содержащиеся в такой справке сведения представляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по межведомственному запросу лицензирующего органа (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4827);

отчет об использовании ранее выданных марок в установленной Правительством Российской Федерации форме;

копия лицензии, предусмотренной настоящим Федеральным законом (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции). В случае, если указанный документ не представлен организацией, по межведомственному запросу таможенного органа лицензирующий орган представляет сведения о выдаче лицензии, прекращении, приостановлении ее действия или ее аннулировании;

копия договора (контракта) поставки алкогольной продукции (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции);

подтверждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции);

обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

расчет потребности в федеральных специальных марках, определенный в порядке и по форме, которые установлены Правительством Российской Федерации (за исключением организаций, осуществляющих импорт алкогольной продукции).

Не допускается требовать от организации при выдаче марок представление иных документов.

(Пункт 2-1 введен Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 43)

2-2. Требование о представлении документов, указанных в пункте 2-1 настоящей статьи, не распространяется на случаи приобретения федеральных специальных марок:

сельскохозяйственными товаропроизводителями;

организациями в целях маркировки винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения.

(Пункт 2-2 введен Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 43)

2-3. Для приобретения федеральных специальных марок сельскохозяйственные товаропроизводители и организации, указанные в пункте 2-2 настоящей статьи, представляют в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, следующие документы:

заявление о выдаче федеральных специальных марок с указанием винодельческой продукции, винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, винодельческой продукции с защищенным наименованием места происхождения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, объема подлежащей маркировке соответствующей винодельческой продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары, количества испрашиваемых марок;

справка налогового органа об отсутствии у заявителя задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В случае, если заявитель не представил такую справку, лицензирующий орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает и получает соответствующие сведения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4827);

отчет об использовании ранее выданных федеральных специальных марок в установленной Правительством Российской Федерации форме;

обязательство об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

расчет потребности в федеральных специальных марках, определенный в порядке и по форме, которые установлены Правительством Российской Федерации, и составленный заявителем или заявителем и саморегулируемой организацией виноградарей и виноделов, на основании имеющихся у заявителя сведений, подтвержденных соответствующей декларацией об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции, сведений об остатках федеральных специальных марок, виноматериалов (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 182-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3973).

Не допускается требовать от заявителя при выдаче федеральных специальных марок представление иных документов.

(Пункт 2-3 введен Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 43)

2-4. Федеральные специальные марки или акцизные марки выдаются заявителям при наличии у них лицензии на осуществление соответствующего вида лицензируемой деятельности.

Федеральные специальные марки выдаются лицам, указанным в пункте 2-2 настоящей статьи, при соблюдении ими требований, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона, в количестве, позволяющем маркировать винодельческую продукцию, объем которой не превышает объем, установленный абзацем вторым пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 202-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 26, ст. 3871).

Федеральные специальные марки выдаются лицам, указанным в пункте 2-2 настоящей статьи и не имеющим задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4827).

(Пункт 2-4 введен Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 43)

2-5. Оборот винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, коллекционного коньяка, коллекционного вина, коллекционного ликерного вина, коллекционного игристого вина (шампанского), которые маркированы федеральными специальными марками и требования к которым действовали на дату их нанесения на потребительскую тару, допускается до окончания срока годности такой продукции (пункт 2-5 введен Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 43).

3. Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3113).

3-1. Федеральная специальная марка и акцизная марка должны содержать следующие сведения о маркируемой ими алкогольной продукции:

1) наименование алкогольной продукции;

2) вид алкогольной продукции;

3) содержание этилового спирта;

4) объем алкогольной продукции в потребительской таре;

5) наименование производителя алкогольной продукции;

6) местонахождение производителя алкогольной продукции;

7) страна происхождения алкогольной продукции;

8) подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности;

9) подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;

10) иные определяемые Правительством Российской Федерации сведения.

(Пункт 3-1 введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3113)

3-2. Сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 5 пункта 3-1 настоящей статьи, указываются на русском языке (пункт 3-2 введен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3113; утратит силу с 1 июля 2018 года на основании Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 17).

3-3. Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется уполномоченными органами визуально, с использованием соответствующих приборов, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

(Пункт 3-3 введен Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4566)

4. Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3113).

Изготовление федеральных специальных марок и акцизных марок, установление их цены, нанесение на них сведений, указанных в пункте 3-1 настоящей статьи, маркировка ими алкогольной продукции осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3113).

(Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3113)

(Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3113)

(Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3113).

Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность нанесения на них и считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3113).

5. Алкогольная продукция, упаковка которой не позволяет осуществлять маркировку федеральными специальными марками и акцизными марками, освобождается от их нанесения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии полной уплаты акциза (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3113).

5-1. Ввозимая (импортируемая) в Российскую Федерацию алкогольная продукция не маркируется в установленном настоящим Федеральным законом порядке акцизными марками в следующих случаях:

1) при ввозе ее в качестве припасов в соответствии с установленными правом ЕАЭС особенностями совершения таможенных операций в отношении припасов (в ред. Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 182-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3973);

2) при помещении ее под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

3) при помещении ее под таможенную процедуру беспошлинной торговли при наличии на этикетках, контрэтикетках алкогольной продукции надписи на русском языке "Только для продажи в магазине беспошлинной торговли" или надписи аналогичного содержания на английском языке.

(Пункт 5-1 введен Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 296-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 44, ст. 5635)

6. За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3113).

7. Основанием для отказа в выдаче федеральных специальных марок является:

1) несоответствие сведений в заявлении о выдаче марок, расчете потребности в федеральных специальных марках и (или) отчете об использовании ранее выданных марок, представленных заявителем для приобретения федеральных специальных марок, сведениям, зафиксированным заявителем в единой государственной автоматизированной информационной системе;

2) наличие в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти сведений об аннулировании производителем алкогольной продукции извещения об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза в период с даты подачи в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявления о выдаче федеральных специальных марок до даты обращения в указанный орган за их получением. В этом случае изготовленные в соответствии с таким заявлением федеральные специальные марки подлежат возврату уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти организации-изготовителю;

3) наличие в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти сведений об аннулировании производителем алкогольной продукции ранее представленного извещения об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза (первичного извещения) и о представлении в налоговый орган нового извещения в связи с уменьшением объема закупаемого этилового спирта в период с даты подачи в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявления о выдаче федеральных специальных марок до даты обращения в указанный орган за их получением. В этом случае федеральные специальные марки выдаются производителю алкогольной продукции на основании уточненного расчета потребности в федеральных специальных марках, представленного производителем алкогольной продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в общем порядке. В случае непредставления производителем алкогольной продукции уточненного расчета, указанного в настоящем подпункте, федеральные специальные марки, изготовленные в соответствии с заявлением о выдаче федеральных специальных марок, подлежат возврату уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти организации-изготовителю;

4) наличие в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти сведений о повторном в течение одного года занижении налоговой базы в налоговых декларациях по акцизам на этиловый спирт, алкогольную продукцию и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию по сравнению с объемом отгрузки алкогольной продукции, зафиксированным за соответствующий налоговый период в единой государственной автоматизированной информационной системе, установленных по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, подтвержденных соответствующими решениями о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вступившими в силу. Указанное основание действует до даты исполнения налогоплательщиком своих обязательств по уплате акцизов в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

(Пункт 7 введен Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4194; в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4827)

8. Указанные в подпунктах 2 - 4 пункта 7 настоящей статьи сведения представляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по межведомственному запросу лицензирующего органа (пункт 8 введен Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4194; в ред. Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 31, ст. 4827).

(Статья 12 в ред. Федерального закона от 29 декабря 2001 г. N 186-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 53, ст. 5022)

открыть раздел в документе найти материалы