Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда (ТК РФ)

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590):

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590);

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986);

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878);

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

(Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 19, ст. 1752)

направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986);

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878);

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда (в ред. Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4596);

(Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878)

(Абзац утратил силу на основании Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878)

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878);

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878);

предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда (абзац введен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986).

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 27, ст. 2878).

открыть раздел в документе найти материалы

Вопросы и ответы по статье 357

#56709 07.12.2020 (15:39)

Обманули при расчете

Я уволился с организации но мне не насчитали три месяца испытательного срока
#48602 13.11.2019 (16:25) выплачено250 р.

Отказ в предоставлении отпуска

Супруга уходит в декретный отпуск. В кадровой службе узнала что у неё есть 35 дней отпуска за предыдущие периоды и соответственно решила их отгулять перед декретом в соответствии со ст 260 тк РФ. Руководитель подразделения на заявление поставил визу что он возражает в связи с тем что она огуляла свой отпуск за 2019 год. Генеральный директор на чьё имя и написано заявление пообещал разобраться с данной ситуацией но результата нет. Юрист нашей организации сказал мне что оснований для отказа в предоставлении отпуска нет. Как быть?
#42183 30.05.2019 (16:53) выплачено300 р.

Увольнение за прогул

Добрый день я отсутствовал на работе 2 дня по причине плохого самочувствия боль в животе, обращался к врачу и за оба дня есть справки и выписки из карты но не успев их предоставить на меня был составлен приказ и теперь гразятся уволить так как документы не были предоставлены сразу а приказ уже есть
#38687 20.03.2019 (13:13) выплачено500 р.

Ненормированный рабочий день.

Работаю инженером по охране труда, промышленной и пожарной безопасности в ресурсоснабжающей организации (отопление, ГВС, ХВС, электроснабжение), трудовом договоре указан ненормированный рабочий день. Работодатель требует личного присутствия при проведении аварийно-ремонтных, погрузо-разгрузочных работ которые часто бывают в сверхурочное время. Последняя серьезная авария была с 3-го по 8-е марта (с воскресенья по пятницу), отработано сверхурочно в этот период было порядка 28 часов. Сверхурочная работа оплачивается всем работникам энергоузла кроме ИТР у которых в трудовом договоре есть пункт о ненормированном рабочем дне за который предоставляется дополнительный отпуск в размере 4-х дней в год.Экономисты предоставили письмо от 2008-го года, которым они руководствуются. Количество сверхурочных часов в течении всего года накапливается довольно-таки приличное, но они никогда не оплачиваются кроме работы в выходные и праздничные дни. Имеет ли работодатель законное право не оплачивать мне сверхурочные часы и является ли предоставленный документ, основанием для этого?
#28023 09.06.2018 (22:50)

. Скажите, усматривается ли здесь нарушение прав работника, куда мне обращаться?

Я работаю водителем в компании , и у нас работодатель организовал систему удержания денежных средств работников. Сначала об условиях работы. Когда я устраивался в декабре 2017 г на работу, расход топлива на автомобиль Камаз 5490 S5 НЕО составлял 31,8 л/100 км гружёный и 25,5/100 км пустой. В апреле 2018 норма была изменена работодателем на 30,5/100 и 24,5/100 соответственно. Нормы занижены, мы это понимаем, но сделать что-то мы не в силах. Работодатель сам их устанавливает, нас просто знакомят с новыми условиями труда. При устройстве так-же обговариваются условия-550 руб в день командировочные,1 р 47 коп /км оплачивают пустой пробег,5 р 90 коп гружёный пробег автомобиля и 1160 руб за каждую выгрузку автомобиля. Работа представляет собой разъездной характер работ, перевозка продуктов питания по России. При закрытии путевого листа, обычно раз в 14 дней, диспетчер вводит в программу километраж, рейсы, количество разгрузок и программа показывает, сколько должно остаться топлива в баке. Разница с тем, что выдала программа и что есть фактически в баке, считается перерасходом топлива, мы называем его «пережог». Пережог покрывается полностью за счёт водителя вычетом с заработной платы. Плюсом к этому, если возник пережог, лишают премии ещё на 10%. Сумму вычитают сразу, не дробя на части. А сумма эта может быть от ноля до 30000 руб и более. Лично у меня произвели вычет за февраль-март 7400 и 9600 руб. Сумму вычета узнать можно двумя способами-когда дают ознакомительные бумаги с требованием подписать, и у экономиста. В расчётных листках сумма вычета отсутствует. И вообще, при вышеописанных мною условиях труда, в расчётных листках присутствует всего два пункта-«сдельная оплата» и «премия». Таким образом все вычеты из заработной платы работодатель называет «уменьшением премиальной части оплаты труда». Перерасход топлива может происходить по разным причинам-это и повышенный расход у нового двигателя, движение по горной местности, неисправность топливной аппаратуры, это и расход автономного отопителя кабины, который нигде не учитывается, и просто установленные нормы расхода топлива не соответствующие реальным, рекомендуемые минтрансом. Считаю все вычеты за перерасход топлива незаконными, так как вина работника никак не устанавливается, не проводится никаких разбирательств. Скажите, усматривается ли здесь нарушение прав работника, куда мне обращаться? Здесь вычеты в виде уменьшения премиальной части зарплаты, законно ли это? Или решающим аргументом будет все-же трудовой договор. Должна устанавливаться вина работника каким-то образом при лишении премиальной части, составлятся какой-то документ?

Полезная информация и образцы по статье 357