Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков (ФЗ о ЗПП )

(В редакции Федерального закона от 25.10.2007 г. N 234-ФЗ)

1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

(Пункт в редакции Федерального закона от 25.10.2007 г. N 234-ФЗ)

2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. (В редакции Федерального закона от 21.12.2004 г. N 171-ФЗ)

3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру. (В редакции федеральных законов от 21.12.2004 г. N 171-ФЗ; от 25.10.2007 г. N 234-ФЗ)

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. (В редакции Федерального закона от 25.10.2007 г. N 234-ФЗ)

4. (Утратил силу - Федеральный закон от 25.10.2007 г. N 234-ФЗ)

5. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. (В редакции Федерального закона от 21.12.2004 г. N 171-ФЗ)

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. (В редакции Федерального закона от 25.10.2007 г. N 234-ФЗ)

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. (В редакции Федерального закона от 21.12.2004 г. N 171-ФЗ)

(Пункт в редакции Федерального закона от 17.12.99 г. N 212-ФЗ)

6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. (В редакции Федерального закона от 21.12.2004 г. N 171-ФЗ)

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

(Новый пункт 6 дополнен - Федеральный закон от 17.12.99 г. N 212-ФЗ)

7. Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров. (В редакции Федерального закона от 21.12.2004 г. N 171-ФЗ)

открыть раздел в документе найти материалы

Вопросы и ответы по статье 18

#67351 19.06.2023 (11:06)

Купил телефон, как обменять

Телефон купил неделю назад, как поменять его. Через 5 дней стал плохо работать звонок, совсем заглох и еще плохо слышно.
#66789 16.04.2023 (22:51)

возврат денежных средств или товара

Добрый вечер, подскажите вопрос такой: был куплен электротриммер, через месяц он перестал работать и мы по гарантии сдали его на ремонт. А еще через месяц этот магазин сгорел. Мы написали письмо на возврат денежных средств на что получили ответ что произошел форс-мажор и нам помочь не могут. Магазин этот не производитель товара, а так сказать реализатор. Можно ли как-то вернуть средства или получить замену товара?
#65516 04.10.2022 (13:22)

Купили телефон, сломался

Купили телефон недавно, сломался на 3 день. Могу просить деньги, а не обмен
#65266 06.09.2022 (08:28)

ремонт айфона по гарантии

Добрый день! Купила айфон 2 недели назад, пользовалась аккуратно, не роняла, не ударяла. Появилась зеленая полоса посередине экрана. В сервисной службе говорят, что это от удара и не является гарантийным случаем. Механические повреждения на телефоне отсутствуют! Должны ли они провести экспертизу для установления характера повреждения?
#64824 05.07.2022 (09:48) выплачено250 р.

Возврат автомобиля ненадлежащего качества

9 апреля 2022 года приобрела автомобиль с пробегом в автосалоне, в кредит. Автосалон находится в г. Новосибирске, живу в г. Горно-Алтайске, т.е. 450 км. Когда ехала из салона домой, начались проблемы с автомобилем, после разгона 100 км/ч, компьютер пишет трансмиссия перегрета, обратитесь в сервис. На следующий день позвонила в салон, рассказала о проблеме, мне сказали, что это нормально, поменяйте масло, фильтра, и все пройдет. Неделю ездила, ничего не прошло, в субботу поехали в салон, там сказали, надо адаптировать автомобиль, мы это сделали за свой счет (2,5 т.р.Приехали домой, но проблема повторилась. Позвонила в салон, сказали пригнать автомобиль, пригнали в следующие выходные, машину ремонтировала в сервисе через салон, неделю, когда забирала машину, мне отдали акт выполненных работ, замена блока сцепления на 95 т.р., из ним я оплатила 25 т.р., а 70 т.р., по документам мне сделали скидку на эту сумму. Машину забрала 2 мая 2022. 26 июня, опять сломалось сцепление, в салоне сказали везти им машину, 28 июня 2022 машина была доставлена в салон на автоспасе (заплатила 21 т.р.). с 30 июня мне ничего не могли сказать по автомобилю. Сегодня дозвонилась, сказали сгорел блок, заказали, сделают машину к 9 июля. Могу ли я расторгнуть договор купли-продажи, вернуть деньги или обменять на равноценный автомобиль надлежащего качества. Спасибо.

Полезная информация и образцы по статье 18