Разрыв в декларации НДС, что делать?

Процесс администрирования НДС с 2015 г. выглядит следующим образом. Все налоговые декларации по НДС подаются в электронном виде, книга покупок и книга продаж идут как приложения к декларации, и вся налоговая отчетность стягивается в центры обработки данных (в системе Big Data).

Декларации по НДС проходят автоматизированную камеральную налоговую проверку. Для этого используется АСК “НДС-2”. Эта система в автоматическом режиме:
– проверяет, правильно ли рассчитан НДС и заявлены вычеты (возмещение) по нему;
– анализирует данные ваших деклараций по НДС, сопоставляя их с данными деклараций всех ваших контрагентов. 

Ведь НДС – косвенный налог. Его исчисление и вычет зависят от того, как он отражен у ваших контрагентов. Чтобы у ФНС не было сомнений в правомерности заявления вами вычета по НДС, необходимо, чтобы ваш поставщик отразил счет-фактуру, выставленную вашей организации при реализации. АСК “НДС-2” позволяет сравнивать показатели счетов-фактур, книг покупок и продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур посредников с аналогичными данными у контрагентов 1-ого, 2-ого и последующих звеньев.

АСК “НДС-2” проверяет  контрольные соотношения  и сравнивает данные декларации с информацией, представленной другими налогоплательщиками. Если программа найдет несовпадения, вы получите требование о предоставлении пояснений или внесении исправлений в декларацию ( ст. 88).

В приложении к требованию будут указаны операции, по которым выявлены расхождения, с указанием  кода ошибки . Чаще других встречается код 1 – разрыв.

Если вы считаете вычет правомерным, а претензии налогового органа необоснованными, укажите на это в пояснениях. С помощью пояснений можно исправить и свои ошибки, из-за которых появился разрыв ( Письмо  ФНС от 03.12.2018 N ЕД-4-15/23367@).

Пояснения отправляются по ТКС не позднее  5 рабочих дней  после получения требования. Оформить их можно в бухгалтерской программе или в программе оператора ЭДО. Записи без ошибок помечаются как верные. По операциям, где есть ошибки, указываются правильные данные.

Субъект предпринимательства, получив такое требование, должен сделать следующее:

Не забудьте, сразу направить в ИФНС квитанцию о получении документа. Оправлять необходимо по каналам телекоммуникации. Сделать это нужно в установленные сроки, так как если в течение 6 рабочих дней квитанция не поступит, то работники ИФНС имеют право арестовать банковские счета налогоплательщика.

В результате автоматизированной перекрестной проверки налоговики могут не только проверить, правильно ли вы посчитали и уплатили налог в бюджет. Они могут отследить, заявлены ли вами вычеты по НДС с операций, по которым контрагент не уплатил налог в бюджет, то есть выявить  налоговый разрыв . Он может быть обусловлен как техническими и иными ошибками вашими или контрагента (неверно указаны данные счета-фактуры), а может возникнуть из-за того, что ваш поставщик – не отразил в своей декларации счет-фактуру по сделкам с вашей фирмой.

Также налоговыми органами применяется и используется в работе система управления рисками “СУР АСК НДС-2” – это программное обеспечение, которое в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков – юридических лиц, представивших декларации по налогу на добавленную стоимость, на основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков, на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий.

  1. Под налогоплательщиком с  низким налоговым риском  понимается налогоплательщик, который ведет реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом. Налогоплательщик данной категории обладает соответствующими ресурсами (активами), а его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.
  2. Под налогоплательщиком с  высоким налоговым риском  понимается налогоплательщик, обладающий признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе, третьими лицами.

Налогоплательщик данной категории не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере).

  1. К  среднему налоговому риску  относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском.

Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в виде цветовых индикаторов в программном комплексе “АСК НДС-2”.

В случае если в цепочке сделок увеличивается количество фирм-прокладок: контрагент 1-го звена сдает правильную отчетность, платит налоги, а дальше по цепочке контрагент 2-го (3-го, 4-го и т.д.) звена допускает нарушение – то есть либо не сдает вовсе налоговую отчетность, либо не показывает в ней все операции, либо не платит в бюджет налоги – такой разрыв налоговый орган считает  «сложным».

Если проверяющие обнаружат обстоятельства, свидетельствующие о построении сложной схемы, участниками которой являются однодневки и иные сомнительные организации, а также то, что проверяемая компания – конечный выгодоприобретатель в этой схеме, ей грозят доначисления. Но прежде проверяющие должны уведомить налогоплательщика о выявленной схеме.

Именно поэтому налогоплательщикам стали приходить различные запросы (требования о представлении пояснений или документов, уведомления о вызове налогоплательщика в инспекцию), в которых налоговые органы приводят цепочку поставки товаров (работ, услуг) из нескольких организаций с указанием последнего звена, не заплатившего НДС. Неуплата НДС контрагентом 2-го или последующих звеньев – это сложный налоговый разрыв.

Программный комплекс АСК “НДС-2” позволяет налоговикам выстраивать цепочки контрагентов, создавать “дерево связей”. Таким образом выявляются сложные налоговые разрывы.

Разрыв в декларации НДС, что делать

При выявлении разрывов в цепочке сделок задача налоговых органов:
– выявить схему ухода от налогообложения и ее участников, в том числе “обнальные” площадки;- определить взаимосвязи, подконтрольность контрагентов и тому подобное, например путем сопоставления данных об учредителях, руководителях и иных работниках, адресах, IP-адресах;
– выявить выгодоприобретателя (бенефициара) – того, кто в конечном счете получает налоговую выгоду от построенной схемы;
– собрать доказательства, подтверждающие получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

 

В 2017 г. норма про уменьшение налоговой базы или суммы налога, подлежащего к уплате, в результате отражения в учете спорных сделок появилась в  статье 54.1. И теперь в  НК  прямо закреплено, что сам по себе факт неуплаты НДС по сделке поставщиком не является достаточным основанием для признания вычета НДС неправомерным. Вместе с тем не допускается уменьшение налоговых обязательств в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения.

Поэтому инспекторы стараются выявлять умышленное искажение налогоплательщиком данных об операциях. К примеру, это может быть отражение налогоплательщиком заведомо недостоверной информации о сделках и об объектах налогообложения. О его умышленных неправомерных действиях могут говорить подтвержденные факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему.

Хотя сама по себе подконтрольность, как отмечает ФНС, еще не является достаточным основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

У плательщика НДС, получившего от ФНС уведомление о сложном разрыве, есть те же два пути, что и при обычном налоговом разрыве:
– или заплатить налог и пени, сдать уточненную декларацию, исключив из нее проблемный НДС-вычет ( фактически уплатить налог за контрагента );
– или доказывать, что операции с контрагентом 1-го звена были реальны, полученная налоговая выгода обоснованна, а заявленные вычеты входного НДС правомерны.

ООО ЮКК "КЕПИН и ПАРТНЕРЫ"
юридическая компания

10 июня 2021  663

Комментарии

Нет комментариев

Ваш комментарий

Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.