О режиме нерабочих дней и запрете на деятельность коммерческих организаций

Указами № 206 от 25.03.2020 и № 239 от 02.04.2020  Президент РФ установил сначала на неделю, а потом на месяц «нерабочие дни с сохранением заработной платы», запретив почти всем организациям осуществлять в этот период свою деятельность.

Работники в восторге, работодатели в шоке. Работать нельзя, уволить никого нельзя, но при этом  надо откуда-то взять деньги на зарплаты, страховые взносы и  налоги (не говоря уж не только о потере прибыли, но и хотя бы о покрытии убытков).

Насколько законен этот запрет? И законен ли?

По моему убеждению, НЕТ. Аргументирую, почему.

У всех нормативных актов существует строгая иерархия (юридическая сила).  В этой иерархии главной является Конституция РФ , затем в порядке убывания юридической силы идут:

  • Международные договоры РФ,
  • Законы и иные нормативные акты субъектов (по предметам ведения субъектов федерации обладают большей юридической силой, чем федеральные законы),
  • Федеральные конституционные законы,
  • Федеральные законы,
  • Указы президента,
  • Постановления правительства,
  • Акты федеральных органов исполнительной власти,
  • Законы и иные нормативные акты субъектов федерации (по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации)

Как видим, Указы президента по юридической силе стоят ниже, чем федеральные законы и Конституция РФ . То есть они хоть и обязательны для исполнения на всей территории России, но при этом не должны противоречить федеральным законам и Конституции . Никаким указом президент не может изменить федеральный закон (если он хочет это сделать, то должен представить в Государственную думу соответствующий законопроект).

Так вот, всё, что касается соблюдения баланса правовых интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений установлено Федеральным законом № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года, известным нам всем под названием « Трудовой кодекс Российской Федерации ».

В статье 5 этого кодекса прямо написано, что Указы Президента, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Итак, смотрим, что же это за «нерабочие дни с сохранением заработной платы».

В Трудовом кодексе  четко прописаны все дни, когда сотрудник на законных основаниях  без уважительных причин может не выходить на работу. Это выходные дни два в неделю ( ст.111 ТК РФ )  и нерабочие праздничные дни , даты которых указаны в ст. 112 ТК РФ . Заставлять сотрудников работать в эти дни запрещено под страхом административных штрафов до 50 тысяч рублей и выплаты заработка в двойном размере .

А вот те самые «нерабочие дни с сохранением заработной платы» не предусмотрены ни  Трудовым кодексом , ни какими-либо другими российскими законами. Такого понятия в российском законодательстве вообще не существует. Впервые оно появилось в недавнем законе о поправках к  Конституции и первым «нерабочим днем» должен был стать день общероссийского голосования — 22 апреля, которое перенесено на неопределенный срок.

Минтруд России 02.04.2020 опубликовал свои разъяснения по применению Указа о нерабочих днях, указав, что наличие в марте, апреле 2020 года нерабочих дней не является основанием для снижения заработной платы работникам и размер оплаты должен соответствовать тому, который работник получил бы, если бы отработал эти дни полностью.

Однако такое разъяснение так же противоречит  действующему трудовому законодательству, так как согласно ст. 72.2 ТК РФ временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или  организационного характера является ПРОСТОЕМ. А в соответствии  со ст. 157 ТК РФ время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки или оклада, а не в полном объеме.

Получается, что указ президента, а следом за ним и разъяснения Минтруда  вступают в прямое противоречие с Трудовым кодексом . Следовательно, такое противоречие решается в пользу Трудового кодекса , поскольку он имеет большую юридическую силу. 

Еще один момент. Ниже будет приведен перечень ограничений, которые вводятся Указом Президента в одном определенном, но очень критическом случае. Пишу его не полностью, а самое важное:

  • установление ограничений на свободу передвижения по территории, введение особого режима въезда и выезда, включая установление ограничений на въезд и пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • усиление охраны общественного порядка;
  • установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности;
  • установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
  • запрещение массовых мероприятий;
  • ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

Согласитесь, эти ограничения практически идентичны тем, которые  действуют сейчас во всех регионах? А знаете, что это за критический случай, в котором их введение правомерно? ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ!  Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ» подробно указывает, какие меры и временные ограничения  могут применяться при введении чрезвычайного положения на период его действия, который по этому закону составляет как раз 30 дней.

Но разве в стране введено чрезвычайное положение? Нет.

Как я уже писала, в регионах официально сейчас введен режим повышенной готовности к чрезвычайной ситуации (не «режим нерабочих дней», не «самоизоляция», не чрезвычайная ситуация и, слава Богу, не чрезвычайное положение).

Глава II Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусматривает исчерпывающий перечень полномочий органов власти в режиме повышенной готовности к ЧС. Не стану здесь этот перечень приводить, он достаточно обширный, но, поверьте мне на слово,  в нем НЕТ НИ СЛОВА про самоизоляцию, ограничение передвижения, прекращение функционирования коммерческих организаций и тому подобное.

Какой из всего этого напрашивается вывод? Запрет на функционирование организаций – незаконен, «режим нерабочих дней» - незаконен. Но! Это в идеальной теории. В нашей же реалии, с ее бездумной карательной направленностью и отсутствием к настоящему моменту хоть какой-то судебной практики, надо быть готовым к любому исходу. А какой может быть реальный исход при нарушении работодателем указа о «нерабочих днях»?

Смотрим всё те же разъяснения Минтруда от 02.04.2020.

«В случае принуждения работника организации, не относящейся к категориям, которые должны работать на этой неделе, исполнять трудовые обязанности под угрозой сокращения заработной платы или увольнения – необходимо сообщить в инспекцию труда. На основании поступающей информации работодателю незамедлительно направляется предостережение о недопущении нарушения, а также проводится проверка трудовой инспекции. В случае подтверждения данных фактов, применяются меры инспекторского реагирования, работодателю выдается предписание с требованием устранить нарушения. Неустранение нарушения чревато штрафом для должностных лиц от 1 до 20 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей от 1 до 5 тыс. руб., для юридических лиц от 30 до 50 тыс. руб.».

То есть, в худшем случае, если кто-то из работников пожалуется в Трудовую инспекцию, работодателю сначала направят «Предостережение о недопущении нарушения»,  затем выдадут «Предписание об устранении нарушения», и только после этого, возможно, выпишут штраф, который, работодатель, естественно, праве оспорить на основании всего вышенаписанного. Так что «не так страшен черт, как его малюют»

Удачи Вашему бизнесу.

19 июля 2021  196

Комментарии

Нет комментариев

Ваш комментарий

Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.