КАК СОСТАВИТЬ АПЕЛЛЯЦИОННУЮ ЖАЛОБУ

В практике очень часто приходится слышать от своих друзей-юристов и знакомых, что суд апелляционной инстанции даже не вникал в суть их апелляционной жалобы. Жалобы, как правило, кратко зачитывалась и просто оставлялась, а решение Суда первой инстанции оставлялась без изменения.

Подобное обычно говорят те, кто пытается самостоятельно обжаловать не устроившие их решения суда первой инстанции. В большинстве случаев, как утверждают они, суд в апелляционном определении так и пишет: "Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям".

Почему так происходит? - задаёшься вопросом. Да потому, что многие  нередко забывают о том, что такое вообще суд апелляционной инстанции, для чего он создан и зачастую неверно пишут тексты самой апелляционных жалобы.

В этой статье, считаю, нет надобности глубоко вдаваться в теорию. Образцы, рекомендации по жалобам можно легко найти в интернете. А действующие юристы, адвокаты, полагаю, писали апелляционные жалобы не раз. Считаю нужным сделать акцент исключительно на элементарных практических советах, которые будут полезны не только доверителям, но и практикующим юристам. В практике приходилось читать самые разные апелляционные жалобы и каждая из них является, своего рода, шедевром литературного искусства.

Общий анализ этих жалоб в сопоставлении с действующим законодательством и судебной практикой приводит к тому, что при составлении жалобы нужно все проявления литературно - филологических талантов и способностей направить на то, чтобы доказать, что клиент или сам автор жалобы правы. При всём этом не стоит "сочинять рассказ" или писать «изложение" на тему: "Как оно на самом деле было, а судья первой инстанции на это не обратил внимания».

Главное что нужно учесть - прежде, чем принимать решение о составлении  апелляционной жалобы, нужно определиться для себя: по какому основанию, Вы считаете, что решение суда первой инстанции должно быть отменено. Эти основания чётко изложены в ст. 330 ГПК РФ. Как только определитесь, сразу можете  понять, на что делать акцент в жалобе.

Например, если выбрано основание отмены решения суда первой инстанции за нарушение норм материального права или нарушение норм процессуального права , нужно акцентироваться именно на этом и указать в жалобе, какое именно нарушение было допущено судом первой инстанции и в чем конкретно  оно заключалось.

Очень распространена ошибка, когда юрист пишет: "С решением Суда не согласен, так как судом были нарушены нормы материального и процессуального права"... и заново рассказывать всю суть дела.

Очень важно учесть, что суд апелляционной инстанции не пересматривает дело заново. Более того, он вообще не вникает в подробности дела, а смотрит на то, какие нарушения были допущены судом первой инстанции при вынесении решения. Поэтому, я бы рекомендовал писать в жалобе примерно так: "Судом при вынесении решения были нарушены нормы процессуального права, то есть не были привлечены к участию в деле лица, чьи права и обязанности были затронуты решением, а именно…" Далее описывать конкретно. И так по каждому пункту нарушений, если таковые имели место.

Апелляционная жалоба пишется в количестве экземпляров по числу участвующих лиц + 1 для суда, 1 - для себя. Участвующим по делу лицам копии жалобы направлять теперь обязан сам автор жалобы, а для суда – оригинал жалобы с приложениями, в том числе с почтовой квитанцией о направлении копий другим участникам процесса.

Апелляционная жалоба, как и раньше, подается через суд, вынесший обжалуемое решение.

Если к жалобе прилагаются новые доказательства, следует учесть, что в тексте самой жалобы нужно будет обязательно указать, что эти доказательства не были и не могли быть представлены суду первой инстанции по таким-то причинам. Но при этом следует учесть, что апелляционная инстанция не рассматривает новые доказательства, поскольку повторное рассмотрение дела не входит в её обязанности. Её обязанность проверить, какие конкретно нарушения были допущены судом первой инстанции при вынесении решения.

Как нам известно, одним из оснований для удовлетворении апелляционной жалобы – принятие судом первой инстанции решения о правах и обязанностях лиц, не участвовавших и не привлечённых к участию в деле; применение закона, не подлежащего применению или неприменение закона, подлежащего применению, а также явно неверное истолкование применяемого  закона.

Считаю уместным привести из практики примеры, по которым апелляционные жалобы удовлетворены:

  1. Продавец дома обратился в суд с иском о расторжении договора купли-продажи дома, в котором покупатель успел прописаться. Суд иск удовлетворил. Ответчик обжаловал решение суда, указав в жалобе, что удовлетворение иска влечёт выселение меня из дома, а такие дела рассматриваются с участием прокурора, который судом не привлекался.

Апелляционная инстанция жалобу удовлетворила и решение было отменено.

  1. Владелец земельного участка обратился в суд об установлении границ своего земельного участка. Суд отказал в иске, сославшись на заключение эксперта, согласно которому установление границ невозможно, поскольку новая граница проходит посредине объекта капитального строения. Истец обжаловал решение суда. Апелляционная инстанция решение отменила, указав, что к участию в деле в качестве третьих лиц не были привлечены собственники других земельных участков, так или иначе соприкасающихся с земельным участком сторон спора.
  2. Кредитор подал иск к заемщику о взыскании денежных средств по договору беспроцентного займа. Жена ответчика направила апелляционную жалобу и ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу, указав, что она, как жена, должна была быть привлечена к участию в деле, так как решается вопрос об общих долговых обязанностях супругов. Апелляция жалобу удовлетворила и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Следует также учесть, что если инициатор апелляционной жалобы  "проиграет" суд апелляционной инстанции, то вторая сторона по делу будет вправе на возмещение с него судебных расходов, например, - на оплату услуг своего представителя.

 

16 декабря 2019  1007

Комментарии

Автор: Низамутдинов Равиль Мингазович  
18.12.2019 14:53

полезная информация

Автор: Ларин Олег Юрьевич  
18.12.2019 15:14

Прошу извинить за выражение, но составлять апелляционные жалобы без помощи юриста, это как заниматься интимом в презервативе.

В апелляционной жалобе нужна сухая конкретика и нормы законодательства и судебной практики.

Ваш комментарий

Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.