Смертельное банкротство

И даже смерть не остановит процедуру банкротства.

«Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» - М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

С этим утверждением Классика сложно поспорить. И в связи с этим резонен вопрос: как же быть с процедурой банкротства, если должника внезапно не стало? Ответ прост – по заявлению лиц, участвующих в деле, равно как и по инициативе суда, процедура может продолжиться. Более того, процедура будет также полезна наследникам умершего, но об этом чуть ниже.

Данное положение о продолжении процедуры банкротства в случае смерти гражданина (заявителя) обозначено в федеральном законе о несостоятельности (банкротстве) не просто так. Законодатель придерживается заданного направления уже на протяжении длительного времени, ибо подобные нюансы можно встретить и при прочих юридически значимых действиях, например при приватизации. Стоит гражданину подать заявление на приватизацию в администрацию города или же в суд, как он явственно обозначает свое намерение приобрести в собственность то или иное недвижимое имущество, а значит – смерть уже не сможет остановить этот процесс, и в дело смогут включиться его наследники, которые до этого могли даже не иметь никакого права пользования приватизируемым имуществом. Данное положение также закрепляет Верховный суд в своих постановлениях и обзорах судебной практики.

Банкротство – процесс не быстрый (реализация имущества длиться около 6 месяцев), а жизнь непредсказуема, поэтому закрепление в статье закона условий банкротства при смерти гражданина, либо признанием его умершим, лишним отнюдь не является.

Порядок банкротства при этом крайне неприятном обстоятельстве кардинальным образом не меняется.

Важно знать, что права и обязанности гражданина в деле о его банкротстве в случае смерти или объявления его умершим по истечении шести месяцев со дня открытия наследства (на этот период процедура банкротства приостанавливается, пока наследники вступают в права наследования) осуществляют принявшие наследство наследники гражданина.

Это вовсе не означает, что наследники будут отвечать по долгам наследодателя своим имуществом: в конкурсную массу по-прежнему будет включено лишь то имущество, которое составляет наследство должника – наследственную массу.

Однако единственное пригодное для проживания умершего жилое помещение может попасть в конкурсную массу и реализоваться (весомое отличие от стандартной процедуры), за исключением случаев, когда для наследников это жилое помещение является единственным пригодным для проживания. Например, при проживании наследника и наследодателя в одном и том же жилом помещении, либо же в ситуации, когда наследник не имеет иного жилого помещения в собственности – жилое помещение наследодателя в конкурсную массу включено не будет.

В любом случае, наследникам необходимо помнить, что, принимая наследство (вне процедуры банкротства), они также принимают на себя обязательства по погашению задолженности наследодателя, разумеется такая задолженность не должна при этом превышать стоимость наследственной массы.

И тут проступает неоспоримая выгода банкротства: наследник, в завершении процедуры банкротства, не унаследует долги наследодателя, в отличие от обычного принятия наследства, так как наследодатель будет освобожден от их дальнейшего исполнения, а следовательно – правила, установленные гражданским кодексом о наследовании прав и имущественных обязанностей наследодателя наследником, в отношении обязанности по уплате задолженности применяться не будут.

Бояться не стоит – только решительными действиями и стальной волей можно добиться желаемого результата.

05 марта 2018  550

Комментарии

Нет комментариев

Ваш комментарий

Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.