03.09

Вопрос #30023
Хиджаб в школе

Автор:

Лейла , Город: Москва / регион Москва, 03.09.2018 18:03:16

Суть вопроса:

Здравствуйте!Меня зовут Лейла,мне 16.Проблема в том,что я надела платок,и меня. Школе вдминистрация можно так сказать выгнала из-за этого. Я знаю,что по Конституции РФ я имею право действовать в соответствии с религиозными убеждениями.Но мне говорят,что у нас светская школа и платок неприемлем в школе.Хотя в центре Москвы есть школа,где платок разрешено носить,так как у человека есть право на это .Прошу Вас,помогите с вопросом.,буду очень благодарна Вам

Ваш ответ

Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять ответы.

Ответы:

04.09.2018 06:53

Здравствуйте, Лейла!

Если в локальных нормативных актах школы не установлен запрет на ношение хиджаба, то Вы имеете полное право носить хиджаб, относящийся к Вашей мусульманской вере. Светская школа не означает безрелигиозная школа.

Также могут носить платки и православные ученицы школы. На мой взгляд, Вам необходимо найти не только учениц-мусульманок, солидарных с Вами, но и учениц-православных христианок для отстаивания прав мусульманок на ношение хиджаба, а православных христианок- на ношение платка.

Олег Юрьевич, я бы, наверное, всё таки не стала отправлять девочку с флагом на баррикады.  И про полное право носить хиджаб в школе Вы как то уж слишком оптимистично пишете))))

А вот что сказано, например, в Определении ВС РФ от 10 июля 2013 года по делу №19-АПГ13-2 :"Светский характер образования является принципом государственной политики в области образования и установлен Законом РФ «Об образовании» (подпункт 4 пункта 2 статьи 2). Право граждан исповедовать ту или иную религию, действовать сообразно своему вероисповеданию в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» не предусмотрено. Напротив, согласно пункту 2 статьи 4 названного закона на государство возложена обязанность в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства обеспечить светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях"

05.09.2018 05:59

Татьяна Александровна, светскость не означает безрелигиозность. И ношение хиджаба мусульманкой или платка православной христианкой никоим образом не доказывает светскость либо религиозность образования. Светский характер образования либо религиозный характер образования обуславливается учебной программой, учебниками и учебными пособиями. А ношение хиджаба мусульманкой либо платка православной христианкой относится к личным конституционным правам человека и гражданина.

А иначе получается смешивание ежа с капустой.

Да, вы правы, светскость не означает безрелигиозность, но она означает запрет на публичную демонстрацию религиозности. И, на мой взгляд, это правильно. Еж с капустой смешаются, если позволить людям вражать свою религиозную принадлежность внешней атрибутикой, потому что в этом случае в школу придут не только дети в платках и хиджабах, но и в парандже, тюрбанах,  с дуршлагами на голове, татуированными лицами, голыми сиськами и бусиками на шее)))) И все они будут утверждать, что так требует их религия.

05.09.2018 07:02

Где прямо прописан запрет на публичную демонстрацию религиозности?

Тем более, даже если прописать такой запрет, то он нарушит статью 28 Конституциии Российской Федерации, гласящую:

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Таким образом, Конституцией РФ прямо указано право действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями. Т.е. носить хиджаб мусльманкой либо платок православной христианкой, в т.ч. в школе- это действовать в соответствии со своими убеждениями.

Вот если бы в Конституции РФ была сносочка "за исключением светских учреждений"- другое дело. Но наличие такой сносочки уже нарушало бы международные права человека.

На федеральном уровне - нигде. На региональном и локальном - практически везде. Именно поэтому и возникают такие споры, как у нас с Вами))) И пришлось бы нам идти до Верховного суда... и там я бы у Вас выиграла, потому что Верховный суд на моей стороне))))

05.09.2018 13:55

Следовательно, следует отменять региональные и локальные акты как противоречащие Конституции РФ, в частности статье 28, на следующем основании: 

Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

в кооперации со ст. 2 Конституции РФ, гласящей:

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

А также не следует забывать о международных нормах, которые, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации:

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Так что ещё большой вопрос, кто из нас выиграл бы в Верховном Суде Российской Федерации.

И не забываем о Европейском Суде по правам человека. Но это уже отдельный разговор.

Именно с такими исками и обращаются заявители в суд, полагая, что запрет учреждений на нашение религиозной одежды в их помещениях при отсутствии такого запрета на федеральном уровне - незаконен. Но вот Вам еще парочка цитат из определения ВС РФ - от 11.02.2015 по делу № 15-АПГ14-11:

Федеральный законодатель, предоставив субъектам полномочия по регулированию формы школьной  одежды, ограничений их компетенции не предусматривает.

Установление требований к школьной форме необходимо для формирования у школьников чувства принадлежности к общеобразовательной организации, устранения признаков социального, имущественного и религиозного различия детей.

Действующее законодательство, закрепляя принцип светского образования, не предусматривает возможность граждан реализовывать свое право исповедовать религию и действовать согласно своему вероисповеданию в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Ну и так далее...

А ЕС, кстати,  17 марта прошлого года тоже вынес решение о запрете ношения религиозной одежды на работе...

05.09.2018 15:26

На работе, но не в школе!

Практика ВС РФ меняется регулярно. Тем более, что нижестоящие суды откровенно плюют на преюдициальность постановлений и определений Верховного Суда РФ.

Ограничение компетенций уже предусмотрено Конституцией РФ, а именно частью 3 статьи 17:

"Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц."

В кооперации с частью 1 статьи 17 Конституции РФ, это гарантирует ношение хиджаба мусульманками и платка православными христианками:

"В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией".

Светскость не означает безрелигиозность. Отождествеление светскости с безрелигиозностью- это примитивная трактовка. Достаточно ознакомиться с анализом доктринального толкования термина "светское государство" в свете ст.ст. 14, 13, 26 Конституции РФ и МФ 22, 21. Даже сам термин светскость имеет религиозное происхождение "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу". 

Если же светскость=безрелигиозность, то зачем, к примеру в ТК РФ устанавливать общероссийский праздник 7 января Рождество Христово?

Руководствуясь вышеизложенным, носить или не носить хиджаб (мусульманкой), платок (православной христианской)-, носит не императивный характер, а диспозитивный.

Т.е. запрещая носить хиджаб мусульманке, платок православной христианке, тем самым запретитель нарушает конституционные права, закрепленный и гарантированные Конституцией Российской Федерации, и международные нормы.

Что касается голых сисек, на которые Вы указали в своё время, это уже отдельный разговор, касающийся защиты нравственности, о чём также указано в соответствующей статье Конституции РФ.

А чем безнравственно ношение хиджаба мусульманкой или платка православной христианкой? Ведь и первое и второе как раз предусмотрено для более строго слежения за своей нравственностью в совокупности с остальными способами сохранения своей чистоты (нравственности).

А мне кажется, аргумент ВС про устранение религиозного различия детей в школе очень даже логичен. Если в платке и хиджабе приходить можно, то почему с дуршлагом нельзя? Пастафарианцы возмутятся)))) А  нравственность - вообще очень относительное понятие... Ведь и черную паранджу носят исключительно из нравственных соображений...

Количество разнообразных религий в мире очень велико, и невозможно одним разрешить  демонстрировать свое вероисповедание, а другим - запретить. И если вдруг в мире существует религия, обязывающая своих приверженцев ходить с голыми сиськами, как символом высочайшей нравственности их носительниц, то исходя из принципа свободы вероисповедания - мы обязаны разрешить им ходить в таком виде в школу)))

06.09.2018 06:21

Пастафарианство не религия. И они сами указывают на это обстоятельство.

Таким образом, ссылка на пастафарианство- не в тему.

По поводу паранджи- в данном случае ношение паранджи уже вступит в противоречие с нормами с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ- ограничение в интересах обороноспособности и безопасности государства. О террористах Исламского государства известно всем.

Про хождение с голыми сиськами в школу, если это разрешено в другой стране- на здоровье. Но в Российской Федерации это нарушает ч. 3 ст. 55 Конституции РФ- ограничение в целях защиты нравственности. Тем более, что в РФ наиболее многочисленные религиии- христианство (за исключением деструктивных религиозных и псевдорелигиозных организаций) и ислам (в трёх его проявлениях). Даже нудистские пляжи в РФ и то существуют отдельно от общественных.

Что касается нравственности, то с давних пор данный термин имеет конкретное определение: Нравственность- внутренние - духовные и душевные - качества человека, основанные на идеалах добра, 

справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе.

Так что в аргументах ВС РФ наблюдается не логичность, а именно противоречие целому ряду статей Конституции Российской Федерации и общепризнанным мировым нормам. 

На этой торжественной ноте предлагаю дискуссию завершить, а то девушке Лейле этот вопрос оказался явно не столь интересен, как нам самим)))))  Спасибо Вам за увлекательную беседу!

06.09.2018 15:00

Ну что ж. Я, конечно, человек принципиален и всегда иду до упора. Но иногда, ради красивой девушки, либо ради дела, готов чуточку и поступиться своими принципами.

Здравствуйте, Лейла! Посмотрите Устав и Правила внутреннего распорядка обучающихся Вашей школы - там прописаны требования к  общему виду одежды учащихся школы,  ее цвету, фасону, видам, знакам отличия, и правилам ношения. Если этими документами прямо не запрещено ношение платка, возможно Вы можете попытаться настаивать на его ношении.

Но должна сказать, Верховный суд РФ уже неоднократно высказывался на тему ношения религиозной одежды и  ее атрибутики в школе. И его позиция абсолютно однозначна - запрет  на ношение религиозной одежды в школе законен и не нарушает свободу вероисповедания.

05.09.2018 06:01

Вот насчет Устава и Правил внутреннего распорядка обучающихся школы- согласен.

А по поводу того, что подчеркивает светскость либо религиозность образования, а что к этому не относится, высказался выше.

Другие вопросы:

#68534 31.05.2024 (12:42)

Как обжаловать вынесение решения судьи при отсутствии на заседании всех сторон?

Как обжаловать вынесение решения судьи при отсутствии на заседании всех сторон? Получилась глупая ситуация. Истец пришел в суд, не дождавшись спустя 2 часа ушел. Написал ходатайство о переносе в канцелярию (скорее его не передали судье). Первый ответчик написал ходатайство о переносе из-за болезни юриста. Второй ответчик на заседание тоже не попал в итоге. Написал в день заседания ходатайство о переносе и ходатайство о привлечении 3-го лица (ходатайств скорее всего в деле не было на заседании). Судья вынес решение в отсутствии сторон. Решение думаю 100% не устроит стороны, т.к. не было изучения экспертизы сторонами (ознакомиться с делом дали с трудом только 1 стороне) и в экспертизе вылезла вина третьего лица которого нет в процессе и не упоминалось до этого в деле. Так же в экспертизе вылезло отсутствие части товара (а данное отсутствие не было зафиксировано в претензии и исковом)- значит это вина истца, если он за время суда что-то потерял у себя дома. Понятно что стороны виноваты, но уже что есть. Что посоветует делать?
#68532 30.05.2024 (16:52)

Какие сроки подачи краткой апелляционной жалобы?

Какие сроки подачи краткой апелляционной жалобы? Решение было 2 дня назад. Гражданское дело. Районный суд. Судья вынес решение в отсутствии сторон. Стороны подавали ходатайства на перенос. Видимо судья отказал или не все жалобы пришли в дело к заседанию суда. Помощник судьи через 2 дня на приеме сказал пишите краткую жалобу. Само решение будет примерно через месяц.
#68528 29.05.2024 (15:01)

как заставить отца дать согласие на продажу его доли

Отец детей имеет долю в доме, дом покупался за материнский капитал. Далее был развод, и теперь есть желание продать дом, но отец против... и не дает соглассие в органах опеки на продажу доли без причины...что делать?