Понятие и принципы медиации

Загруженность судебной системы разными категориями дел приводит к тому, что суды "не успевают" должным образом рассматривать судебные споры и принимать объективные и обоснованные решения. Для решения этой проблемы в 60-70-х годах ХХ века в США зародилась медиация как отдельный и альтернативный способ решения споров. С помощью медиации стороны получают реальную возможность быстро и эффективно решить спор.

На сегодняшний день нет однозначности касательно принципов медиации. Так, в Европейском кодексе поведения медиатора определены принципы компетентности медиатора, независимости и объективности медиатора, справедливости и конфиденциальности.

Анализируя приведенные выше определения, можно выделить признаки медиации:

  • наличие правового спора между сторонами;
  • доступность – государство должно гарантировать доступ к альтернативным способам решения споров, в частности, к медиации, способствовать их внедрению на практике;
  • добровольность — по обоюдному согласию стороны обращаются к процедуре медиации и только по взаимному согласию могут заключить соглашение о разрешении спора по итогам переговоров. При этом в отдельных странах добровольность медиации может быть частично ограничена в тех случаях, когда суд ориентирует стороны на медиацию на императивных началах. Такая практика является довольно распространенной в США, где в отдельных штатах (например, Флорида) спор между сторонами рассматривается судом, только если стороны предварительно обращались к процедуре медиации с целью решения этого спора. Впрочем, результат медиации всегда зависит от сторон, а соглашение о разрешении спора они заключают только по собственному желанию и взаимному согласию;
  • конфиденциальность — содержание спора должен оставаться неизвестным для других лиц;
  • наличие структурированной процедуры проведения;
  • частичное вмешательство третьей стороны (медиатора)
  • помощь в налаживании общения.

Следует обратить внимание на то, что во всех трактовках понятия медиации подчеркивается участие третьей стороны (медиатора), которая осуществляет определенную помощь в налаживании взаимопонимания, интересы которой не связаны непосредственно с предметом недоразумений. Активная третья сторона контролирует процесс, способствует реалистической оценке ситуации сторонами, принятию адекватного решения, уменьшает эмоциональное напряжение и прочее.

20 января 2017  74

Комментарии

Нет комментариев

Ваш комментарий

Вы должны войти на сайт, чтобы оставлять комментарии.